Экономика » АПК » Типология сельских территорий субъектов Российской Федерации по уровню и динамике развития

Типология сельских территорий субъектов Российской Федерации по уровню и динамике развития

Бондаренко Л.В.
член-корреспондент РАН
руководитель Центра
Козлов А.В.
д.э.н., доцент
заведующий отделом
Яковлева О.А.
к.с. -х.н., доцен
ведущий научный сотрудник  ФГБНУ ВНИИЭСХ

В контексте решения проблемы импортозамещения важное значение имеет преодоление значительной дифференциации состояния сельских территорий, которая препятствует оптимизации территориально-отраслевого разделения труда, ослабляет механизмы их экономического взаимодействия и снижает эффективность использования природного и трудового потенциала.

Так, в целом по стране за последние 5 лет (2010-2014 гг.) индекс производства сельскохозяйственной продукции составил 1,14. При этом в 23 субъектах РФ имело место снижение объемов производства, а в Курской, Тамбовской, Брянской областях он увеличился в 1,7 раза. Размах уровня общей сельской безработицы в 2014 г. находится в пределах 2,6% (Республика Татарстан) - 32% (Республика Ингушетия). В республиках Дагестан, Ингушетия среднедушевые располагаемые ресурсы сельских домашних хозяйств даже не достигают региональной величины прожиточного минимума, тогда как в Республике Башкортостан они превышают ПМ втрое.

В этих условиях очевидна необходимость активизации и повышения эффективности региональной и агрорегиональной политики, что в свою очередь требует адекватной комплексной оценки состояния сельских территорий субъектов Российской Федерации и их типологии по уровню и динамике социально-экономического развития.

В основу методологии оценки уровня и динамики социально-экономического развития сельских территорий положены следующие принципы:

  • системность формирования оценочных элементов состояния сельских территорий, предполагающая проведение их анализа как единого целого, являющегося социально-территориальной подсистемой общества, имеющей свои специфические особенности;
  • комплексность и многомерность оценок, обеспечивающая достаточную представительность характеристик, и в тоже время определенная лаконичность описания состояния и тенденций изменения объектов наблюдения, достигаемая путем включения в число оценочных элементов наиболее информативных (главных);
  • сочетание оценочных показателей, характеризующих состояние территорий в статике (в определенном периоде) и динамике (темпы роста, рецессии, стагнация);
  • существенность региональной дифференциации частных показателей, обусловливающая значимость их вклада в интегральные оценки;
  • использование (в основном) единой системы частных показателей для статических и динамических оценок;
  • подбор частных показателей, однородных по эффекту (чем больше значение показателя, тем лучше);
  • применение интегральных показателей для комплексной характеристики ситуации и тенденций развития по отдельным направлениям (аспектам) оценки и агрегированной характеристики социально-экономического состояния объектов анализа.

Сравнительная оценка социально-экономического состояния сельских территорий субъектов Российской Федерации произведена по двум критериям (в двух измерениях): ситуация в статике и динамике, характеризующим два методических подхода - сравнительно-статический и сравнительно-трендовый. Статические оценки сделана по среднегодовому значению показателей за последние 5 лет (2010-2014 гг.), что в отличие от единовременных характеристик позволяет элиминировать годичные колебания и получить достаточно устойчивые характеристики для региональных сопоставлений. Динамика оценочных показателей определялась за тот же пятилетний период.

Для агрегирования статической информации, которая выражается в разных натуральных (единицы, квадратные метры, места и т.д.), стоимостных и относительных показателях (процентах, коэффициентах), рассчитывались соотношения частных оценочных показателей по сельским территориям субъектов Российской Федерации с их значением по России, которое в условиях отсутствия региональных нормативов (стандартов) принято за эталон. В целях обеспечения единой системы расчетов этот методический прием применен и при сравнительно-трендовом подходе к оценке уровня социально-экономического развития сельских территорий.

Элементы оценочной системы включают направления (аспекты), по которым произведена оценка состояния сельских территорий и характеризующие их показатели (рис. 1).

Алгоритм расчетов в рамках сравнительно-статического подхода состоит из следующих этапов:

  1. Определяется среднегодовой показатель региональных значений частных показателей за 5 лет.
  2. Частные показатели по субъектам Российской Федерации соотносятся с их значением по России за каждый год анализируемого пятилетнего периода, в нашем случае 2010-2014 гг.
  3. По субъектам Российской Федерации исчисляются частные интегральные показатели, агрегирующие характеристики ситуации по отдельным направлениям.
  4. Рассчитывается агрегированный интегральный показатель уровня социально-экономического развития сельских территорий региона (АИПС). Агрегированная оценка производится путем суммирования интегральных показателей по отдельным направления.
При сравнительно-трендовом подходе оценивается динамика изменения ситуации на сельских территориях субъектов Российской Федерации за пятилетний период, для чего агрегированный по всем направлениям оценки интегральный показатель за 2014 г. соотносится с соответствующим показателем в базовом периоде, за который принят 2009 г.

Алгоритм расчетов следующий:

  1. Определяется соотношение значений всех частных показателей оценки по субъектам Российской Федерации с соответствующими значениями по России за 2009 и 2014 гг. 1)
  2. Полученные коэффициенты соотношений суммируются по направлениям оценки, в результате чего формируются частные интегральные показатели в базовом (2009 г.) и конечном (2014 г.) периодах.
  3. На третьем этапе осуществляется расчет агрегированного интегрального показателя социально-экономического развития сельских территорий за 2009 и 2014 гг. путем суммирования частных интегральных показателей по всем направлениям по каждому субъекту Российской Федерации (АИПД).
  4. Далее определяется индекс изменения агрегированного интегрального показателя по каждому субъекту Российской Федерации за анализируемый период, в частности, 2010-2014 гг.

Данная методика позволяет выявить характер динамики (развитие, рецессия, стагнация) уровня развития сельских территорий региона относительно сложившегося по России.

Значение АИПД более 1,01 свидетельствует о положительном тренде уровня социально-экономического развития сельских территорий в 1-ом регионе. При АИПД от 1,01 до 0,99 ситуацию можно охарактеризовать как стагнацию. Значение АИПД менее 0,99 означает, что в регионе наблюдается рецессия. По вектору и величине отклонения регионального индекса интегрального показателя от значения по России можно произвести дифференциацию субъектов Российской Федерации по трендовой ситуации и в сочетании с их оценкой в статике провести типологию развития сельских территорий в России.

Предлагаемая типология является однокритериальной двумерной. В качестве единого критерия выступает агрегированный по 5 направлениям оценки интегральный показатель, который рассчитывается в двух измерениях: в статике и динамике.

Типология проведена в четыре этапа.

На первом этапе сельские территории субъектов Российской Федерации были ранжированы в порядке убывания по значению агрегированного интегрального показателя, характеризующего ситуацию в статике (АИПС).

На втором этапе субъекты Российской Федерации в зависимости от значения АИПС были объединены в 4 группы. В первую группу вошли сельские территории с высоким значением АИПС - более 30 единиц; во вторую - со средним значением, составляющим 26-30; в третью - с низким значением - 24-25,9; в четвертую группу - с крайне низким значением - менее 24 единиц.

На третьем этапе каждая из четырех групп регионов, сформированных по значению АИПС, были ранжированы в порядке убывания значения агрегированного интегрального показателя в динамике (АИПД).

На четвертом этапе в зависимости от значения АИПД в группах регионов, сформированных по значению АИПС, выделены три подгруппы:

  • прогрессирующие - величина АИПД > 1,01 за анализируемый пятилетний период;
  • стагнирующие - значение АИПД находится в пределах 0,99-1,01;
  • регрессирующие - значение АИПД меньше 0,99.

В результате образовано 12 типов территорий (рис. 2).

В соответствии с вышеизложенной методикой проведены расчеты агрегированных интегральных показателей уровня и динамики социально-экономического развития сельских территорий (АИПС и АИПД) по субъектам Российской Федерации.

Размах значений АИПС по субъектам Российской Федерации составляет 2,2 раза (23,68 единиц). В самом благополучном регионе - Магаданской области интегральный показатель равен 43,42, а в самом неблагополучном - Сахалинской области 19,78. Интегральный показатель, характеризующий динамику уровня социально-экономического развития сельских территорий, -АИПД колеблется по субъектам Российской Федерации в диапазоне от 1,34 в Сахалинской области до 0,52 в Чукотском автономном округе.

В Сахалинской области АИПС увеличился в 2014 г. по сравнению с 2009 г. с 18,87 до 25,33. При сохранении сложившегося повышающего тренда область в ближайшее время перейдет в группу территорий низко развитого прогрессирующего типа. В Чукотском автономном округе ситуация обратная. Регион по значению АИПС за последние 5 лет относится к группе субъектов с высоким уровнем социально-экономического развития сельских территорий (38,53). Однако за анализируемый период этот уровень снизился почти вдвое: с 57,53 в 2009 г. до 30,18 в 2014 г. и регион практически подошел к верхней границе АИПС среднеразвитых сельских территорий, составляющей 30 единиц.

Магаданская область, занимая первенствующее положение по интегральной оценке ситуации на сельских территориях, входит в группу регионов с повышающим трендом. За 2010-2014 гг. значение АИПД в области составило 1,15.

В соответствии с нашей методикой типологии, предусматривающей сочетание сравнительно-статического и сравнительно-трендового подхода, сельские территории Магаданской области относятся к типу высокоразвитых прогрессирующих. По состоянию на конец 2014 г. это единственный субъект, представляющий в России данный тип сельских территорий.

Лидирующее положение Магаданской области по социально-экономическому развитию сельских территорий обусловлено самыми высокими интегральными показателями, характеризующими состояние сельской экономики (направление 1) и сельского рынка труда (направление 4). ИП состояния сельской экономики за 2010-2014 гг. в области составил 18,17 при минимальном значении этого показателя, сложившимся в Чеченской Республике, 1,66. ИП ситуации на сельском рынке труда в Магаданской области равняется 10,47, что в 3,4 раза больше, чем в Республике Ингушетия, где значение этого показателя самое низкое.

Так, производительность труда в сельском хозяйстве (валовая продукция сельского хозяйства по всем категориям хозяйств в расчете на 1 занятого 2)) в Магаданской области в анализируемом периоде 3) составила 532,1 тыс. руб. против 484,4 тыс. руб. по России. Удельный вес прибыльных организаций в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве в Магаданской области несколько ниже, чем в среднем по России - в среднем за 5 лет соответственно 60 и 71%. Меньше и стоимость основных фондов в этих видах деятельности на одного занятого: по России 488,6 тыс. руб., региону - 370,5 тыс. руб.

Высокий интегральный показатель состояния сельской экономики в Магаданской области обусловлен главным образом показателем бюджетной обеспеченности сельских поселений в расчете на 1 жителя. В среднем за анализируемый период она составила 60,6 тыс. руб., что в 13,2 раза выше по сравнению со значением по России (4,59 тыс. руб.).

Данная ситуация объясняется, с одной стороны, низкой плотностью населения, с другой, развитием высокодоходных отраслей экономики, таких как добыча полезных ископаемых (угля, золота, серебря, олова, вольфрама и др.), рыболовства.

Область относится к регионам с относительно высоким уровнем заработной платы в сельском хозяйстве, которая является одним из источников формирования доходов местного бюджета. Так, в 2014 г. при средней заработной плате в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве 17724 руб., в Магаданской области она составляла 38036 руб. и была самой высокой среди регионов России.

Растет инвестиционная привлекательность Магаданской области, в том числе для зарубежных инвесторов. В частности, в 2013 г. объем инвестиций превысил 32,2 млрд руб. и составил 109% к уровню 2012 г. По итогам 10 месяцев 2014 г. - 117% к аналогичному периоду 2013 г. Во многом благодаря участию в международных проектах Магаданская область в 2014 г. вошла в число лидеров рейтингов инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации. В области проводится большая работа по созданию инфраструктуры и экономически выгодных условий для потенциальных инвесторов, что способствует увеличению поступлений в консолидируемый бюджет региона. С 2008 по 2014 гг. заключено 48 инвестиционных соглашений и инвестировано в экономику области около 56 млрд руб., что позволило создать более 25 тыс. новых рабочих мест.

По направлению 4 «Ситуация на сельском рынке труда» ИП по Магаданской области в среднегодовом значении за 2010-2014 гг. составил 10,47 и был самым высоким среди субъектов Российской Федерации (самый низкий сложился в Республике Ингушетия - 3,06).

По составляющим интегрального показателя наилучшая ситуация наблюдается по значению показателя напряженности на сельском рынке труда, выражающего отношение количества вакансий, заявленных работодателями в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, к общей численности сельских безработных. В Магаданской области это соотношение составило за анализируемый период 1,5, тогда как в среднем по России 0,28. Коэффициент соотношения уровня зарегистрированной и общей безработицы в регионе (0,63) почти вдвое превышает среднероссийский показатель (0,32). Несколько выше в области по сравнению со значением по России и уровень занятости сельского населения (соответственно 61,5 и 59,4). По остальным направлениям сравнительной оценки Магаданская область занимает среднее положение.

Рост инвестиционной активности и числа рабочих мест меняет ситуацию с миграцией сельского населения области. Если в 2009 г. приток сельского населения в регион составлял лишь 16% от числа выбывших, то в 2014 г. он увеличился до 64%.

Группировка субъектов Российской Федерации по интегральным показателям состояния и динамики развития сельских территорий позволила следующим образом распределить регионы по типам сельских территорий (табл. 1 ).

Таблица 1

Распределение субъектов Российской Федерации по типам сельских территорий, %

№ типа

Наименование типа

Количество субъектов РФ, ед.

Доля субъектов РФ, %

1

Высокоразвитый прогрессирующий

1

1,3

2

Среднеразвитый прогрессирующий

14

17,9

3

Низко развитый прогрессирующий

16

20,5

4

Крайне низко развитый прогрессирующий

10

12,8

5

Высокоразвитый стагнирующий

0

0,0

6

Среднеразвитый стагнирующий

3

3,8

7

Низко развитый стагнирующий

7

9,0

8

Крайне низко развитый стагнирующий

5

6,4

9

Высокоразвитый регрессирующий

3

3,8

10

Среднеразвитый регрессирующий

5

6,4

11

Низко развитый регрессирующий

5

6,4

12

Крайне низко развитый регрессирующий

9

11,5

По типам количество субъектов Российской Федерации колеблется от 1 (Магаданская область) в первом типе до 16 в третьем. Пятый тип сельских территорий не представлен ни одним регионом.

В типологии сельских территорий Российской Федерации можно выделить два полюсных кластера: относительно благополучные и наиболее проблемные. К относительно благополучному ареалу можно отнести первый (высокоразвитый прогрессирующий), второй (среднеразвитый прогрессирующий) и девятый (высокоразвитый регрессирующий, за исключением Чукотского АО, где регрессия носит обвальный характер) типы сельских территорий, а к наиболее проблемному - седьмой (низко развитый стагнирующий), восьмой (крайне низко развитый стагнирующий), одиннадцатый (низко развитый регрессирующий), двенадцатый (крайне низко развитый регрессирующий).

Первый кластер включает сельские территории 17 субъектов Российской Федерации, что составляет примерно 1/5 часть территориальной структуры России. Второй кластер объединяет сельские территории 26 субъектов Российской Федерации (33,3%).

Его состав весьма неоднороден по уровню развития, вектору и темпам динамики состояния, поэтому в кластере наиболее проблемных сельских территорий мы выделяем две группы регионов - депрессивные и кризисные (рис. 3).

Признаками депрессивных территорий являются сильное и устойчивое (в течение 5 лет) отставание от среднероссийского показателя и при этом либо консервация низкого уровня развития, либо его дальнейшее снижение и перспектива перехода в группу территорий с крайне низким уровнем развития со всеми вытекающими отсюда социально-экономическими рисками.

Кризисные - это самые неблагополучные территории, в которых крайнее отставание сочетается или со стагнацией в этом состоянии, или с еще большим откатом назад, чреватым полной социально-экономической деградацией, обезлюдением и социальными конфликтами. Очевидно, что наиболее проблемные регионы, включающие депрессивные и кризисные территории, нуждаются в безотлагательной государственной поддержке на федеральном и региональном уровнях.


 

1) За 2014 г. такой расчет уже произведен в рамках сравнительно-статического подхода.

2) Численность занятых включает работающих не только в сельском хозяйстве, но и охоте и лесном хозяйстве, что занижает уровень производительности труда, особенно в регионах с высокой занятостью в указанных видах деятельности, к которым относится Магаданская область.

3) В связи с отсутствием данных за 2014 г. по этому показателю анализируются данные за 2009-2013 гг.