Экономика » Анализ » Совершенствование организационно-экономических отношений в сфере услуг дополнительного профессионального образования

Совершенствование организационно-экономических отношений в сфере услуг дополнительного профессионального образования

Хомко Е.В.

Концепция непрерывности образования находит свое отражение как в многообразии организационно-правовых форм деятельности организаций, предоставляющих услуги дополнительного профессионального образования (ДПО), так и в сложности структуры экономических отношений между субъектами, участвующими в формировании и реализации заказов на эти услуги. Сегодня услуги ДПО предоставляются государственными и частными образовательными организациями, корпоративными учебными центрами и др. Образовательные программы реализуются также с участием организаций, для которых основной вид экономической деятельности не относится к сфере образования. Как правило, такие организации используются как базы стажировок и практик обучающихся. Для повышения качества услуг ДПО в целях удовлетворения современных требований экономики к уровню подготовки кадров все шире используются сетевые формы взаимодействия образовательных организаций с предприятиями отраслей экономики.

В настоящее время законодательно предусмотрена реализация образовательных программ «организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм» [8]. Сетевая форма предполагает аккумулирование ресурсов одной или нескольких образовательных организаций и ресурсов организаций, для которых образовательная деятельность не является основным видом деятельности. К числу таких организаций относятся научные организации, организации здравоохранения, физической культуры, спорта и т. п. Ресурсы этих организаций необходимы для повышения качества обучения, развития у обучающихся соответствующих компетенций практической направленности.

Таким образом, анализ существующих форм организационно-экономических отношений в сфере образовательных услуг и обоснование направлений совершенствования этих отношений с использованием сетевого взаимодействия в сфере ДПО являются актуальными научными задачами.

Типологизация существующих схем организационно-экономических отношений в сфере услуг ДПО

Анализ существующей практики экономического взаимодействия между организациями, реализующими услуги ДПО, проведен по данным, имеющимся в открытом доступе на сайтах организаций, осуществляющих образовательную деятельность, работодателей и их общественных объединений, на информационных ресурсах независимых рейтинговых агентств [5—7, 10, 11]. Проанализирована сложившаяся система взаимодействия организаций — участников ДПО, выявлены типовые схемы организационно-экономических отношений (рис. 1, 2).

Основная цель общественной организации — содействие в повышении качества образовательных услуг для профессиональной подготовки отраслевых специалистов, формирование профессиональных требований.

Основные задачи общественной организации:

  • содействие в реализации услуг ДПО;
  • проведение научных и прикладных исследований, оказание консультационных и экспертных услуг в сфере профессиональной деятельности;
  • подготовка к изданию учебной, специальной, справочной и методической литературы, материалов конференций, научных и прикладных исследований, организация и проведение научных семинаров, конференций, симпозиумов, стажировок.
  • организация и проведение отраслевых мероприятий.

Название общественной организации является брендом, тем именем, которое известно широкому кругу профессионалов. С целью осуществления многогранной, широкомасштабной, унифицированной, отвечающей всем современным требованиям и тенденциям учебной, научно-методической, исследовательской, пропагандистской и иной деятельности в профессиональной области создаются организации, имеющие самостоятельный статус юридического лица — негосударственные образовательные учреждения, основной задачей которых является предоставление услуг ДПО. Создание упомянутых организаций осуществляется без привлечения бюджетных средств. Цели организаций достигаются в результате преобразования имеющихся на момент создания собственных ресурсов учредителей.

Перспективные схемы организационно-экономических отношений в сфере услуг ДПО

Решение задачи обоснования направлений совершенствования организационно -экономических отношений в сфере услуг ДПО рассмотрено на примере системы непрерывного профессионального образования тренерских и руководящих кадров для физической культуры и спорта. Подготовка тренерских и руководящих кадров для физической культуры и спорта реализуется под эгидой государственных органов управления в названной сфере, общественных спортивных организаций, в том числе федераций, ассоциаций, союзов, лиг по видам спорта. В этой ситуации принципы организационно-экономического взаимодействия между участниками образовательных отношений не всегда очевидны даже самим участникам.

Предлагаются схемы типовых организационно-экономических отношений, с использованием которых могут быть реализованы гибкие сетевые программы, нацеленные на персонализацию обучения, развитие актуальных профессиональных компетенций (рис. 3, 4).

Представленные схемы могут быть распространены не только на процессы реализации образовательных услуг в сетевой форме, но и на процессы планирования образовательных услуг и взаимодействия субъектов рынка образовательных услуг и спортивных организаций. В сетевом взаимодействии участвуют следующие основные субъекты [4].

Организации сферы физкультуры и спорта, выступающие в качестве потребителей кадров:

  • исполнительные органы государственной власти (Министерство спорта, региональные, муниципальные/районные комитеты физкультуры и спорта);
  • федерации, лиги, ассоциации видов спорта;
  • профессиональные клубы, детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (ДЮСШ ОР), находящиеся в подчинении региональных комитетов по физкультуре и спорту, региональных комитетов по образованию, администраций районов.

Организации, обеспечивающие подготовку кадров:

  • базовые вузы Министерства спорта РФ;
  • организации, обладающие лицензией на ведение образовательной деятельности;
  • спортивные организации, на базе которых проводятся мастер-классы, стажировки, занятия (имеющие и не имеющие лицензию на образовательную деятельность) — ДЮСШ, спортклубы, в т. ч. зарубежные;
  • организации-координаторы, не обязательно имеющие образовательную лицензию (коммерческие и некоммерческие);
  • самоорганизующиеся объединения физических и юридических лиц, которые договариваются о подготовке кадров.
Основным функциями организации-координатора образовательных программ являются:
  • анализ потребностей работодателей;
  • планирование образовательного процесса;
  • разработка образовательных программ, учебных планов;
  • подбор обучаемых с учетом потребностей работодателей;
  • внедрение современных методик подготовки спортсменов в дальнейшую профессиональную деятельность обучающихся;
  • научные исследования в сфере подготовки кадров.

Целесообразно рассматривать две типовые схемы экономических отношений «заказчик — исполнитель» (см. рис. 3, 4).

В первой схеме доминирующей функцией организации-координатора является формирование заказа вузу на образовательные услуги. Организация-координатор привлекает денежные средства физических и/или юридических лиц, заключает договор с базовым вузом и оплачивает обучение в вузе как юридическое лицо. При этом организация-координатор персонифицирует программу обучения в зависимости от потребностей работодателей и физических лиц, организует гибкие программы, стажировки в зарубежных клубах, управляет карьерным ростом обучающихся.

Вторая схема предполагает, что оплату обучения осуществляют юридические и физические лица, заключая договор с базовым вузом. Вуз оплачивает дополнительные образовательные услуги спортивных организаций, мастер-классы, стажировки и т. д. Организацию дополнительных образовательных услуг вуз может вывести на аутсорсинг, заключив договор с организацией-координатором. В этой схеме доминирующей функцией организации-координатора является исполнение заказа по организации дополнительных образовательных услуг.

При оплате обучения юридическими лицами средства могут поступать непосредственно от работодателя. В этом случае стоимость образовательных услуг определяется с учетом действующих нормативных актов ученым советом вуза. Средства также могут выделяться вузу исполнительными органами государственной власти на конкурсной основе.

Экономическое обоснование целесообразности развития сетевых форм организационно-экономических отношений в сфере образовательных услуг по подготовке кадров для физической культуры и спорта

Использованы статистические данные о предоставлении в 2012/13 уч. г. услуг ДПО работникам физической культуры и спорта. Данные получены в результате анализа программ ДПО, которые были реализованы в трех вузах, подведомственных Министерству спорта РФ: Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ имени П.Ф. Лесгафта), Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (Поволжская ГАФ-КСиТ), Сибирском государственном университете физической культуры и спорта (Сибирский ГУФКиС).

Статистический анализ данных использован для получения ответов на следующие вопросы: каков вес программ различной направленности и продолжительности? какова роль услуг ДПО в привлечении дополнительных источников финансирования? какие перспективы имеют различные сетевые формы предоставления образовательных услуг? как проявляется конкуренция между вузами? насколько востребована персонализация образовательных услуг?

Рассмотрены услуги ДПО, предоставляемые работникам: краткосрочное повышение квалификации (72—144 ч), продолжительное повышение квалификации (144—500 ч), переподготовка минимальной длительности (502 ч), продолжительная переподготовка (св. 900 ч), а также две магистрантские программы «Система подготовки высококвалифицированных спортсменов в профессиональных клубах в избранном виде спорта» (направление — физическая культура), «Менеджмент в профессиональном клубе в избранном виде спорта» (направление — менеджмент). Несмотря на то что магистратура формально не относится к системе дополнительного профессионального образования, две указанные программы рассматривались, поскольку преобладающий контингент обучающихся по ним — специалисты с опытом работы в сфере физической культуры и спорта.

На рис. 5 приведены сведения о доле учебной нагрузки и доле привлекаемых денежных средств, приходящихся на перечисленные виды услуг. Учебная нагрузка определена как произведение количества обучающихся на продолжительность обучения.

Анализ приведенных данных позволил вывить следующие основные тенденции: по мере увеличения продолжительности обучения объем привлекаемых денежных средств в расчете на величину учебной нагрузки снижается. Наиболее показательным является сопоставление краткосрочных и продолжительных программ повышения квалификации. Наиболее рентабельными для вуза являются программы минимальной продолжительности (72 ч). Другими словами, потребители образовательных услуг предпочитают обучение наименьшей продолжительности и стоимости, обеспечивающее получение свидетельства о повышении квалификации государственного образца.

Исключение составляют персонифицированные образовательные услуги по продолжительной переподготовке (св. 900 ч).

Рис. 6 иллюстрирует данные по продолжительности обучения. По оси ординат откладывались (в %) значения показателей «учебная нагрузка» и «привлекаемые денежные средства» для совокупности программ, длительность которых не превышает заданную. Например, 80 % денежных средств поступает от программ обучения продолжительностью не более 750 ч. Эти же программы обеспечивают 60 % вклада (в часах) в учебную нагрузку.

Препятствием для развития сетевых форм предоставления образовательных услуг может быть увеличение стоимости обучения. Для краткосрочного обучения возможны простейшие формы сетевого взаимодействия, заключающиеся в привлечении спортивных организаций к проведению открытых занятий и мастер-классов. Для продолжительной переподготовки и магистратуры возможно использование всего многообразия рассмотренных выше схем организационно-экономических отношений.

Для уменьшения стоимости образовательных услуг целесообразно привлекать заказчиков услуг в лице спортивных федераций и органов исполнительной государственной власти к организации занятий на базе подведомственных учреждений. Например, организация-координатор учебной программы может отрабатывать и распространять современные методики подготовки спортсменов в учреждениях, подведомственных Министерству спорта РФ, с участием обучающихся по программам переподготовки и магистратуры.

Рис. 7 иллюстрирует особенности конкуренции между тремя ведущими вузами, реализующими услуги ДПО в сфере физической культуры и спорта.

В настоящее время между вузами отсутствует острая конкуренция, поскольку деятельность каждого из них ориентирована на свою целевую аудиторию. Поволжская ГАФКСиТ предоставляет образовательные услуги по повышению квалификации минимальной длительности. Сибирский ГУФКиС ориентирован на проведение длительных программ переподготовки. НГУ имени П.Ф. Лесгафта осуществляет научные исследования, направленные на развитие методик и технологий тренировок, проводит научно-практические отраслевые мероприятия, совместно с организациями-партнерами и обучающимися внедряет методики и технологии тренировок в спортивных организациях.

Многокритериальное обоснование управленческих решений, обеспечивающих повышение качества товаров и услуг, целесообразно осуществлять на основе метода анализа иерархий [2], позволяющего оценивать важность критериев качества. Так, в [9] метод был использован для планирования качества образовательных услуг в сфере физической культуры и спорта. Установлено, что ключевым критерием качества образовательных услуг является удовлетворение требований обучающихся и их работодателей к персонификации программ обучения. Для определения потребностей в персонифицированных образовательных услугах проанализированы данные о карьерном росте выпускников магистерских программ и оценках за выпускные квалификационные работы. Выдвинута гипотеза, что эти два признака в совокупности характеризуют потребности обучающихся в персонифицированных образовательных услугах. Заметим, что каждый признак характеризует заинтересованность в получении тех знаний, которые можно применить на практике. Факт существования статистически значимой зависимости между признаками будет служить косвенным подтверждением гипотезы. Использован метод анализа соответствий [1]. Результаты анализа соответствий позволили отвергнуть гипотезу о независимости признаков призначении, равном 0,001. Сформирован обобщенный показатель, характеризующий востребованность персонифицированных образовательных услуг и сохраняющий 81 % информации о структуре признаков (81 % инерции) [1].

Значения обобщенного показателя приведены на рис. 8, который иллюстрирует различия между значениями признаков и демонстрирует соответствия между парами значений двух признаков [3].

Анализ распространенности значений признаков и их сочетаний подтверждает достаточно выраженную потребность, на уровне не ниже 25 %, в персонификации образовательных услуг.

Можно сделать вывод, что перспективные сетевые формы организационно-экономического взаимодействия организаций, предоставляющих услуги ДПО, должны быть основаны на аутсорсинге, разделении функций, а также на реализации управленческих отношений «заказчик — исполнитель», в отличие от распространенных в настоящее время отношений «учредитель — дочерняя организация». Конкуренция между организациями, предоставляющими услуги ДПО в сфере физической культуры и спорта, проявляется в поиске целевой аудитории и в реализации дополнительных услуг (внедрение результатов научно-исследовательской деятельности, проведение научно-практических отраслевых мероприятий и т. п.). Со стороны работодателей и обучающихся по программам ДПО существует запрос на персонификацию образовательных услуг, что подтверждается данными о реализации программ переподготовки увеличенной продолжительности и результатами анализа изменений в служебном положении слушателей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айвазян С.А., Бухштабер В.М., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика. Классификация и снижение размерности. М.: Финансы и статистика, 1989. 607 с.

2. Бабкин А.В. Задачи принятия решений по развитию предпринимательских систем // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. № 3(173). С. 119—130. URL: http://rucubes.com/

3. Верзилин Д.Н., Черешнев В.В. Использование метода анализа соответствий при управлении производственно-сбытовой деятельностью предприятия // Экономика и математические методы. 2005. Т. 41, № 1. С. 56—64.

4. Верзилин Д.Н., Хомко Е.В. Мониторинг и прогнозирование региональных потребностей в образовательных услугах в сфере физической культуры и спорта // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 4. С. 217—223.

5. Первое независимое рейтинговое агентство FIRA (First Independent Rating Agency). URL: http://www.fira.ru/ (дата обращения: 20.02.2014).

6. Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. URL: http:// sportacadem.ru/kontakty/ (дата обращения: 20.02.2014).

7. Портал «РусПрофайл». URL: http://www.rus profile.ru/ (дата обращения: 20.02.2014).

8. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 03.02.2014 г.) // КонсультантПлюс. URL: www.con sultant.ru (дата обращения: 28.02.2014).

9. Хомко Е.В. Система показателей качества образовательных услуг и экономическая устойчивость организации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2012. № 6(161). С. 267—270.

10. Частно-государственное партнерство в образовании. URL: http://www.mirkin.ru/_docs/_part nerfin/chgpmirkin.pdf (дата обращения: 20.02.2014).

11. Юридические лица России. URL: http:// www.globalstat.ru/ (дата обращения: 20.02.2014).