Экономика » Политика » Климатическая политика в России: наука, технологии, экономика

Климатическая политика в России: наука, технологии, экономика

Статьи - Политика

Решетников М.Г.


Мировая и российская экономики переживают период масштабной трансформации, связанный с постепенным затуханием процессов глобализации, формированием многополярной геоэкономической системы, масштабными технологическими изменениями. Выстраивая национальную стратегию социально-экономического развития, необходимо принимать во внимание перечисленные процессы и, следовательно, корректно оценивать связанные с ними возможности и ограничения в контексте перспектив развития национальной экономики.

Несмотря на конъюнктурные шоки и серьезные геополитические и геоэкономиче-ские изменения последних лет, вопросы изменения климата и адаптации к ним находятся в центре внимания Правительства Российской Федерации. Это обусловлено тем, что потенциал влияния климатической повестки на развитие экономики в средне-и, особенно, долгосрочной перспективе оценивается большинством экспертов как достаточно серьезный. Сдвиги в структуре производства и использования энергии, разработка и внедрение новых материалов и технологий, обусловленные потребностями снижения нетто-эмиссий парниковых газов, а также требования по адаптации к изменению климата уже сейчас существенно влияют на динамику и уровень экономического развития, качество жизни населения большинства стран мира, включая Россию [1-4].

Усилия нашей страны по снижению антропогенного воздействия на климат вносят весомый вклад в достижение глобальных целей в этой области. Достаточно сказать, что в период действия Киотского протокола Россия перевыполнила все взятые на себя обязательства. Наша страна не только не допустила роста выбросов парниковых газов (ПГ), но и значительно их сократила. К 2021 г. совокупные выбросы ПГ снизились до 54% от уровня 1990 г. [5]. Благодаря такому снижению нетто-выбро-сов в атмосферу не попали более 46 млрд т ПГ в CO2 эквиваленте, т. е. вклад нашей страны в общемировую климатическую повестку примерно соответствует текущему годовому выбросу парниковых газов всех стран мира.

С учетом требования Парижского соглашения о повышении амбициозности национальных обязательств по сокращению эмиссий ПГ в 2021 г. Президентом России определена возможность достижения углеродной нейтральности в нашей стране к 2060 г1., а Правительством страны принята «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года»2. Следует особо отметить, что речь идет именно о стратегии социально-экономического развития, то есть приоритет отдается целям, связанным с развитием экономики, и они должны достигаться таким образом, чтобы был обеспечен вклад России в достижение общемировых целей по защите климата. Данная стратегия исходит из того, что декарбонизация является одним из ключевых направлений модернизации экономики, а связанные с ней структурные сдвиги могут стать важным направлением роста эффективности производства практически во всех секторах.

Реализация целей Стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. требует большого объема нормотворческой работы, создания необходимых для обеспечения декарбонизации экономики управленческих и финансовых инструментов. Как и коллеги по БРИКС, Россия избрала «мягкий путь» внедрения углеродного регулирования, максимально комфортного для ведения бизнеса. Одной из ключевых задач на данном этапе является запуск системы обязательной углеродной отчетности, верифицированной по принятым в мировой практике стандартам3. Создание такой системы представляет собой сложный процесс, в который вовлечены многие органы исполнительной власти. Однако для того, чтобы она была работоспособной, требуются серьезные усилия российской науки.

В начале 2022 г. Президент России выступил с инициативой запуска ряда так называемых «важнейших инновационных проектов государственного значения» (ВИП ГЗ), один из которых предусматривает создание национальной системы мониторинга климатически активных веществ (в число которых, помимо ПГ, включены аэрозоли) [6]. В связи с большой значимостью данного проекта для перспектив развития российской экономики его работу в структуре правительства страны координируют Минэкономразвития России, Минобрнауки России и Минприроды России.

Существующую систему учета и оценок выбросов ПГ отличает большой разброс по величинам объемов эмиссий, их динамики, что связано с низкой эффективностью методик учета фугитивных выбросов, недостаточной изученностью поглощающей способности экосистем, использованием устаревших стандартов пересчета углерода от сжигания ископаемого топлива и т. д. Поэтому в рамках ВИП ГЗ важно, с одной стороны, обеспечить полноту учета климатически активных веществ и, соответственно, оценку их вклада в антропогенное воздействие на климат; с другой стороны, обеспечить верификацию национальной системы учета выбросов в соответствии с международными стандартами, способствуя тем самым расширению рынка обращения углеродных единиц и его превращению в значимый механизм стимулирования технологической модернизации экономики.

При этом базой для принятия управленческих решений будет, в том числе, разрабатываемая в рамках климатического регулирования система отчетности бизнеса. В ближайшие годы планируется запуск различного рода пилотных проектов, которые могут носить как региональный, так и отраслевой характер. Здесь можно упомянуть эксперимент, проводимый в Сахалинской области. Одновременно с этим получат развитие добровольные стандарты раскрытия климатической информации, запрос на которые активно предъявляют российские компании. Правительством поддержаны и уже реализуются программы «зеленого» финансирования, «зеленых» облигаций. На базе ВЭБ.РФ создан единый национальный центр по верификации «зеленых» финансовых инструментов4.

Направленность ВИП ГЗ на комплексное решение научных, нормативных и управленческих задач в области климатической политики позволяет говорить о том, что в России создаются дополнительные инструменты экономического развития, которые должны повысить гибкость принятия управленческих решений на уровне не только государства, но и отдельных компаний и корпораций.

Следует подчеркнуть роль климатической политики как неотъемлемого элемента общей стратегии развития экономики. Многие элементы реализуемых в России отраслевых программ непосредственным образом влияют на параметры эффективности производства, а значит, и на достижение целей по декарбонизации экономики. Снижение выбросов ПГ в последние годы опиралось на реализацию масштабных программ развития электрической генерации (модернизацию ТЭЦ, расширение использования атомной энергетики, гидроэлектростанций), а также на модернизацию ЖКХ, утилизацию попутного газа, развитие нефтехимии и внедрение новых технологий в базовых секторах российской промышленности. На этой основе в последние полтора десятилетия Россия обеспечила снижение выбросов ПГ уже не за счет сокращения промышленного производства, как это было в 90-е годы XX в., а за счет комплексной системной технологической модернизации экономики. Это означает, что устойчивый экономический рост, опирающийся на обновление производственных мощностей, является наиболее важным фактором снижения выбросов ПГ в средне- и долгосрочной перспективе.

Необходимо отметить, что в фокусе Правительства находится не только сокращение выбросов ПГ в результате технологических процессов. Не менее важное внимание уделяется проблеме поглощающей способности российских экосистем. Климатическая повестка заставляет по-новому взглянуть на вопросы управления лесами, почвами, водными ресурсами [7]. Например, ранее борьба с лесными пожарами рассматривались отраслевыми и региональными органами исполнительной власти преимущественно в контексте снижения опасности для прилегающих к лесным массивам населенных пунктов и экономического ущерба от утраты древесины. В последнее же время (наряду с этими важными проблемами) все более отчетливо воспринимается значимость защиты лесов от пожаров в связи с их поглощающей способностью. Дело в том, что пожары формируют от 12% до 15% годового объема выбросов ПГ в нашей стране. Учитывая, что на Россию приходится пятая часть лесных массивов мира, проблема приобретает (без преувеличения) глобальный масштаб. Комплексная, научно обоснованная оценка этой составляющей экосистемных услуг является одной из главных задач ВИП ГЗ, и она призвана раскрыть потенциал лесов и других экосистем в снижении климатических рисков экономического развития [8]. Это, в свою очередь, должно стимулировать вложения бизнеса в сферу воспроизводства лесов и их защиты от пожаров, в том числе в форме добровольных углеродных проектов.

В последние годы обеспокоенность вызывает использование климатической повестки для продвижения интересов отдельных стран, проведения протекционистской политики, создания новых барьеров допуска на рынки [9]. Это усугубляет ситуацию в мировой торговле, ведет к росту недоверия и созданию напряженности между странами, ставя под угрозу глобальные цели в области климата. Характерный пример - антироссийские санкции, запрещающие поставки в нашу страну ряда видов современного оборудования, что существенно ограничивает масштабы и темпы декарбонизации российской экономики.

Каналы взаимодействия между климатической политикой, экономической стратегией, отраслевыми программами и отдельными крупными проектами многочисленны и разнообразны. Поэтому особенно важно иметь обоснованные оценки экономических эффектов от реализации отдельных решений, направленных на декарбонизацию российской экономики. Они должны основываться на данных комплексной системы мониторинга выбросов активных веществ, а также развернутой системе экономического анализа решений в области климатической политики, использующей самые современные данные. В ближайшие годы результаты реализации проекта ВИП ГЗ должны обеспечить создание такой комплексной системы поддержки принятия решений по вопросам климатической повестки. Это позволит как повысить качество проработки управленческих решений, так и обеспечить запуск целого ряда механизмов для поддержки модернизации российской экономики.

Создаваемая система также должна обеспечить научно аргументированную поддержку российской переговорной позиции по вопросам глобального климатического регулирования на международной арене. Несмотря на сохраняющуюся конфронтацию с развитыми странами, Россия остается неотъемлемым участником глобальной климатической повестки, играющим важную роль в достижении мирового консенсуса в данной сфере. Возрастающая роль крупных развивающихся стран в формировании глобальных климатических и экономических перспектив требует от нашей страны активного участия в этих процессах, в том числе и с привлечением обоснованных оценок влияния климатической политики на мировую экономику. В связи с этим разрабатываемая в рамках ВИП ГЗ национальная система мониторинга климатически активных веществ должна иметь выход и на решение глобальных проблем.

Активная поддержка Правительством России реализации проекта ВИП ГЗ в области климата открывает новую страницу взаимодействия научно-экспертного сообщества и органов исполнительной власти в современных, очень непростых условиях. Хотелось бы надеяться, что в результате реализации этого проекта чиновники станут лучше понимать ученых, а научное сообщество получит возможность существенно повысить востребованность проводимых исследований.


1 URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/66916

2 URL: http://static.government.ru/media/files/ADKkCzp3fWO32e2yA0BhtIpyzWfHaiUa.pdf

3 URL: http://government.ru/docs/all/140827/

4 URL: https://e36.p<$/ustojchivoe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie/verifikatsiya-finansovykh-instrumentov/


Литература / References

  1. IPCC, 2023: Summary for Policymakers. In: Climate Change 2023: Synthesis Report. A Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change. Contribution of Working Groups I, II and III to the Sixth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change. Core Writing Team H. Lee and J. Romero (eds.). IPCC, Geneva. Switzerland. 36 p.
  2. Третий оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. Общее резюме / Росгидромет. Санкт-Петербург. Наукоемкие технологии, 2022. 124 с. [Tretijocenochnyj doklad ob izmeneniyah klimata i ih posledstviyah na territorii Rossijskoj Federacii. Obshchee rezyume / Rosgidromet. Sankt-Peterburg. Naukoemkie tekhnologii, 2022. 124 s. (In Russ.)]
  3. Изменение климата и экономика России: тенденции, сценарии, прогнозы / Под ред. академика РАН Б.Н. Порфирьева и члена-корреспондента РАН В.И. Данилова-Данильяна / Б.Н. Порфирьев, В.И. Данилов-Данильян, В.М. Катцов и др.; Российская академия наук, Институт народнохозяйственного прогнозирования. М.: ООО «Научный консультант», 2022. 514 с. [Izmenenie klimata i ekonomika Rossii: tendencii, scenarii, prognozy. Pod redakciej akademika RAN B.N. Porfir'eva i chlena-korrespondenta RAN V.I. Danilova-Danil'yana / B.N. Porfir'ev, V.I. Danilov-Danil'yan, V.M. Kattsov i dr.; Rossijskaya akademiya nauk, Institut narodnohozyajstvennogo prognozirovaniya. M.: OOO «Nauchnyj konsul'tant», 2022. 514 s. (In Russ.)]
  4. 25 Years of Adaptation under the UNFCCC. Report by the Adaptation Committee. Bonn: United Nations Climate Change Secretariat, 2019. 36 p.
  5. Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом за 1990-2021 гг. В 2-х частях / А.А. Романовская, А.И. Нахутин, В.А. Гинзбург и др. Часть 1. М.: Институт глобального климата и экологии им. академика Ю.А. Израэля, 2023. 479 с. [Nacional'nyj doklad o kadastre antropogennyh vybrosov iz istochnikov i absorbcii poglotitelyami parnikovyh gazov ne reguliruemyh Monreal'skim protokolom za 19902021 gg. V 2-h chastyah / A.A. Romanovskaya, A.I. Nahutin, V.A. Ginzburg i dr. Chast’ 1. M.: Institut global'nogo klimata i ekologii im. akademika Yu.A. Izraelya, 2023. 479 s. (In Russ.)]
  6. Выбросы короткоживущих климатически активных веществ антропогенного происхождения на территории России за период с 2000 до 2013 года / А.А. Романовская, Е.В. Имшенник, Р.Т. Карабань и др. // Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем. 2016. Т. 27. № 1. С. 27-48. DOI: 10.21513/0207-2564-2016-1-27-48 [Vybrosy korotkozhivushchih klimaticheski aktivnyh veshchestv antropogennogo proiskhozhdeniya na territorii Rossii za period s 2000 do 2013 goda / A.A. Romanovskaya, E.V. Imshennik, R.T. Karaban' i dr. // Problemy ekologicheskogo monitoringa i modelirovaniya ekosistem. 2016. Vol. 27. No. 1. S. 27-48. (In Russ.)]
  7. Nature-based Solutions: Opportunities and Challenges for Scaling Up. Nairobi: United Nations Environment Program, 2022. 40 p.
  8. Гераськина А.П., Тебенькова Д.Н., Ершов Д.В. и др. Пожары как фактор утраты биоразнообразия и функций лесных экосистем // Вопросы лесной науки. 2021. Т. 4. № 2. DOI 10.31509/2658-607x-202142-11 [Geras'kina A.P., Teben'kova D.N., Ershov D.V. i dr. Pozhary kak faktor utraty bioraznoobraziya i funkcij lesnyh ekosistem // Voprosy lesnoj nauki. 2021. Vol. 4. No. 2. (In Russ.)]
  9. Телегина Е.А. Мировая экономика и энергетика на переломе: поиски альтернативной модели развития / Е.А. Телегина, Г.О. Халова // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 3. С. 5-11. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-3-5-11 [Telegina E.A. Mirovaya ekonomika i energetika na perelome: poiski al'ternativnoj modeli razvitiya / E.A. Telegina, G.O. Halova // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2020. Vol. 64. No. 3. S. 5-11. (In Russ.)]