Экономика » Анализ » Сценарный прогноз социально-экономического развития РФ в 2015-2016 гг.

Сценарный прогноз социально-экономического развития РФ в 2015-2016 гг.

С. Дробышевский
В. Петренко
М. Турунцева
М. Хромов

Результаты развития российской экономики в I кв. 2015 г. оказались лучше, чем ожидалось в начале года. По предварительной оценке Росстата, ВВП, в I кв. 2015 г. сократился на 2,2% по сравнению с I кв. 2014 г., промышленное производство - на 0,4%, инвестиции в основной капитал - на 3,6%. В то же время спад потребления оказался достаточно глубоким. Оборот розничной торговли уменьшился в I кв. на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Спад в реальных доходах оказался умеренным - реальные располагаемые доходы домашних хозяйств уменьшились на 2,7%, однако средняя зарплата снизилась на 9,0% в реальном выражении. Индекс потребительских цен к концу I кв. достиг 16,8% к марту 2014 г.

Апрельские и майские данные практически по всем показателям продемонстрировали усиление негативных тенденций. Исключение составила лишь инфляция, которая начала замедляться в годовом выражении уже в апреле.

Более плавное ухудшение экономической ситуации, чем предполагалось в нашем предыдущем прогнозе1, связано с адаптацией экономики к новым внешним условиям. На валютном рынке после стремительной девальвации декабря 2014 г. и января 2015 г. началось обратное движение в сторону укрепления национальной валюты. Это произошло по нескольким причинам. Резкое сокращение импорта в I кв. (на 37% в номинальном долларовом выражении) снизило спрос на валюту со стороны экономических агентов. Одновременно с этим восстановление нефтяных цен прекратило снижение доходов экспортеров. Расширение операций Банка России по предоставлению валютной ликвидности позволило пройти пик выплат внешних долгов без очередного витка девальвации2 (подробнее о причинах укрепления рубля см. ОМЭС № 7 и № 8).

Снижение импорта (как в результате снижения рубля, так и вследствие антисанкций) привело к перераспределению потребительского рынка в пользу отечественных товаров. Так, если номинальный объем оборота розничной торговли в I кв. 2015 г. вырос на 9,5%, то объем импортных товаров в рознице сократился на 0,5% в номинальном рублевом выражении, а отечественных, наоборот, увеличился на 17,5%.

Это стало одним из факторов, удержавшим внутреннее производство от более резкого падения.

Первоначальные предпосылки негативного прогноза на 2015-2016 гг. основывались на следующих факторах. Во-первых, это снижение структурных темпов экономического роста, обусловивших замедление экономического развития уже в 2013-2014 гг. Во-вторых, это резкое падение цен на нефть, которое, по нашим оценкам, приведет к потерям экспортных доходов в 2015 г. в размере 140 млрд долл. в годовом исчислении. Последнее, в свою очередь, ведет к падению доходов всех экономических агентов. Третьим фактором послужило введение экономических санкций против России, закрывших рынок международных заимствований для широкого круга российских банков и компаний, а также последовавшие за этим антисанкции, перекрывшие импорт отдельных видов продовольствия из западных стран.

Главный инструмент приспособления к новым экономическим условиям в сложившейся ситуации - это девальвация рубля относительно доллара США. Обесценение рубля привело к росту темпов инфляции, увеличению конкурентоспособности российских товаров (как на внутренних, так и на внешних рынках), перераспределению доходов от работников (из-за снижения зарплат) к работодателям (прибыли предприятий) в реальном выражении. Все это привело к некоторому новому внутреннему экономическому равновесию.

Быстрая девальвация рубля также способствовала частичному восстановлению внешнего равновесия: быстрее, чем предполагалось, отреагировал платежный баланс; погашение фирмами внешних долгов произошло, скорее всего, за счет сокращения их зарубежных активов, а не за счет покупки валюты внутри страны.

В нашем прогнозе мы исходим из ряда предпосылок. В первую очередь, мы предполагаем, что вследствие произошедших структурных изменений в экономике замедлились структурные темпы роста (структурный темп роста снизился с 2-3% в 2011-2013 гг. до 1% сейчас3). Сохранение негативных демографических тенденций (дальнейшее снижение численности населения в трудоспособном возрасте несмотря на стабилизацию и даже небольшой рост общей численности населения), а также снижение инвестиций в основной капитал не позволяют рассчитывать на увеличение в 2015-2016 гг. фундаментальных факторов производства - труда и капитала. Замораживание вследствие санкций заметной доли деловых отношений российских и иностранных компаний, снижение потока прямых иностранных инвестиций в РФ также не способствуют повышению уровня совокупной факторной производительности в российской экономике.

Вторая предпосылка заключается в том, что российская экономика еще не адаптировалась к шоку от падения нефтяных цен, приведшему к изменению условий внешней торговли. Текущий уровень цен на нефть, являющийся главной составляющей внешних условий торговли, находится ниже среднего многолетнего уровня и будет оставаться ниже его и в 2016 г. (50-60 долл./барр. против средней многолетней цены 8085 долл./барр. в зависимости от выбора периода усреднения). Кроме того, на достаточно низком уровне остаются и цены на ряд других сырьевых товаров российского экспорта (например, уголь). Это означает сохранение отрицательного вклада в темпы роста ВВП внешнеторговой составляющей. Для сравнения напомним, что в 2009 г. среднегодовой уровень цен на нефть (63 долл./барр.) был выше среднего многолетнего уровня на тот момент, т.е. в 2009 г. внешнеторговая компонента роста ВВП оставалась положительной.

Кроме того, сохраняющаяся напряженная геополитическая обстановка вокруг России, продолжение «войны санкции», по крайней мере, до середины 2016 г., память о шоке на валютном рынке в декабре 2014 г. и нарастающие проблемы в банковском секторе - все это ведет к сохранению высокого уровня неопределенности и поддержанию негативных ожиданий экономических агентов внутри России и по отношению к России за рубежом. Наблюдаемое в 2015 г. укрепление рубля по отношению к иностранным валютам также нивелирует эффект от ценовой конкурентоспособности российских товаров на внутреннем рынке и на экспорт.

Мы предполагаем, что все эти предпосылки будут иметь место и в 2016 г., что не позволяет нам рассчитывать на возобновление роста ВВП в следующем году в отличие, например, от прогноза Минэкономразвития России.

В качестве основы для базового сценария прогноза нами принят средний уровень стоимости барреля нефти марки Urals в размере 60 долл./барр. в 2015 г. и 70 долл./барр. в 2016 г. Еще раз отметим, что это предположение означает, что российская экономика в ближайшие два года не получит кардинального изменения условий внешней торговли.

Пессимистический сценарий предполагает среднегодовой уровень цен на нефть сорта Urals 55 долл./барр. в 2015 г. и 60 долл./барр. в 2016 г. Заметим, что с учетом фактической динамики цен на нефть в январе-мае 2015 г. пессимистический сценарий реализуется при условии возобновления падения цен на нефть на мировом рынке во 2-м полугодии 2015 г. до 45-50 долл./барр.

В базовом сценарии номинальный обменный курс рубля мы прогнозируем на уровне 55,4 руб. за долл. США в среднем за 2015 г. и 50,6 руб. в среднем за 2016 г. Реальный эффективный курс рубля вырастет в 2015 г. на 9,6%, а в 2016 г. - на 6,3%.

Согласно полученным результатам, в 2015-2016 гг. прогнозируется рост номинального объема экономики. Однако падение ВВП в реальном выражении составит 2,8% в 2015 г. и 1,2% в 2016 г.

Наиболее резкий спад ожидается в инвестициях в основной капитал, которые в реальном выражении сократятся на 8,8% в 2015 г. и не возобновят рост в 2016 г., уменьшаясь еще на 0,3%.

Реальные денежные доходы домашних хозяйств будут иметь отрицательную динамику в 2015 г. - мы прогнозируем их сокращение на 4,8%. В 2016 г. будет наблюдаться небольшой рост реальных денежных доходов домохозяйств в размере 0,2%. Одним из факторов снижения реальных доходов населения будет сохранение высоких темпов инфляции. Индекс потребительских цен в 2015 г. составит по базовому прогнозу 11,7%, а в 2016 г. - 7,8%.

Снижение доходов домашних хозяйств, очевидно, ведет к сокращению спроса со стороны населения на товары и услуги. Оборот розничной торговли в реальном выражении снизится на 5,8% в 2015 г. и на 0,4% в 2016 г.

Экспорт в 2015 г. сократится в долларовом выражении почти на 30% по сравнению с 2014 г. и составит 398,3 млрд долл. Основной вклад в сокращение экспорта даст снижение цен на нефть и газ и, соответственно, уменьшение стоимости экспорта нефти, газа и нефтепродуктов: падение нефтегазового экспорта составит более трети от уровня 2014 г. В 2016 г. объем экспорта несколько увеличится - до 440,1 млрд долл. Объем импорта в 2015 г. сократится чуть больше чем на четверть - до 312,5 млрд долл. вследствие снижения курса рубля и сокращения спроса на импортную продукцию, как конечную, так и промежуточную. Восстановление в 2016 г положительной динамики импорта (до 355,4 млрд долл.) связано с прекращением обесценивания рубля в реальном выражении.

В ближайшие два года мы прогнозируем высокий уровень процентных ставок по рублевым кредитам, которые будут оставаться заметно выше темпов инфляции. Соответственно, в 2015 г. номинальную кредитную ставку мы прогнозируем на среднем уровне 16,2% годовых (1,2% в реальном выражении), а в 2016 г. - 9,9% годовых (1,9% в реальном выражении). Высокий уровень стоимости кредитных ресурсов станет дополнительным ограничением для оживления инвестиционной активности в экономике.

Рост денежных агрегатов мы оцениваем на достаточно умеренном уровне - ниже темпов инфляции, что вызвано дорогим кредитом. Рост денежной массы (агрегат М2) в 2015 г. составит 10,9%, а в 2016 г. - 16,6%. Денежная база увеличится на 12,6% в 2015 г. и на 14% в 2016 г.

Динамики основных макроэкономических показателей социально-экономического развития России для пессимистического сценария приведена в таблице.

Основные показатели макроэкономического прогноза ИЭП на 2015-2016 гг. (от 25.05.2015)


2015

2016

2015

2016


Пессимистический (Urals: 2015=55, 2016=60)

Базовый (Urals: 2015

=60, 2016=70)



I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

год

год

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

год

год

ВВП













млрд руб.

16565

17322

19259

20661

73807

78131

16565

17704

19564

21083

74916

80424

индекс физ. объема в % к соотв. периоду предш. года

97,8

92,8

95,5

97,0

95,8

97,1

97,8

94,9

97,4

98,7

97,2

98,8

дефлятор

110,9

107,9

107,7

106,8

108,6

108,3

110,9

107,8

107,3

107,1

108,5

107,9

Инвестиции в основной капитал













индекс физ. объема

94,0

92,5

90,9

89,1

91,0

99,3

94,0

92,5

91,1

89,5

91,2

99,7

Оборот розничной торговли

% к соотв. периоду предш. года

93,3

92,8

93,6

91,5

92,8

99,1

93,3

94,7

95,4

93,5

94,2

99,6

Реальные располагаемые денежные доходы













% к соотв. периоду предш. года

98,6

93,8

92,6

93,6

94,7

99,3

98,6

94,2

93,3

94,7

95,2

100,2

Экспорт













млрд долл.

98,3

94,3

93,0

97,9

383,5

388,0

98,3

96,6

97,9

105,5

398,3

440,1

В том числе













Экспорт товаров

86,6

81,2

79,5

85,4

332,7

341,0

86,6

83,4

84,1

92,4

346,5

388,8

Нефтегазовый экспорт

52,8

47,4

45,4

49,1

194,7

201,8

52,8

49,5

49,9

56,2

208,4

234,2

Прочий экспорт

33,8

33,8

34,2

36,3

138,1

139,1

33,8

33,8

34,2

36,2

138,0

154,6

Экспорт услуг

11,7

13,1

13,4

12,6

50,8

47,0

11,7

13,2

13,8

13,1

51,8

51,3

Импорт

млрд долл.

67,4

78,8

80,7

77,3

304,2

329,8

67,4

78,8

84,5

81,8

312,5

355,4

В том числе













Импорт товаров

46,2

51,9

51,3

53,7

203,1

234,2

46,2

51,9

54,6

57,5

210,2

255,6

Импорт услуг

21,2

26,9

29,4

23,7

101,1

95,7

21,2

26,9

29,9

24,3

102,3

99,8

ИПЦ

% к предыдущему периоду

107,4

101,4

100,8

102,0

112,0

108,0

107,4

101,4

100,6

101,9

111,7

107,8


2015

2016

2015

2016


Пессимистический (Urals: 2015=55, 2016=60)

Базовый (Urals: 2015

=60, 2016=70)



I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

год

год

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

год

год

Ставка по кредитам в рублях в среднем за период, % годовых













реальная

1,5

1,1

1,1

1,5

1,3

2,1

1,5

1,0

0,9

1,3

1,2

1,9

номинальная

18,6

17,0

16,3

13,7

16,4

10,5

18,6

16,9

16,0

13,2

16,2

9,9

Обменный курс доллара к рублю













средний номинальный за

период

62,2

54,0

54,6

53,2

56,0

52,7

62,2

54,0

53,7

51,7

55,4

50,6

Реальный эффективный курс рубля













Конец периода к в % к концу предыдущего периода

-10,8

18,6

-2,6

4,0

7,2

5,4

-10,8

18,6

-1,3

5,0

9,6

6,3

Денежная база













трлн руб.

9,7

10,5

10,6

12,5

12,5

14,0

9,7

10,5

10,6

12,6

12,6

14,0

Денежная масса (М2)













На конец периода, трлн руб.

31,6

32,4

32,2

35,2

35,2

40,6

31,6

32,5

32,4

35,6

35,6

41,5

прирост, % к предыдущему периоду

-1,5

2,6

-0,7

9,3

9,6

15,4

-1,5

2,9

-0,4

9,8

10,9

16,6


1 См. «Оперативный мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития, №3 (Март) 2015 г.)».

2 Подробнее о причинах укрепления рубля см. «Оперативный мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития, №7 (Апрель) 2015 г.) и №8 (Май) 2015 г.».

3 Подробнее см. Синельников-Мурылев С., Дробышевский С., Казакова М. Декомпозиция темпов роста ВВП России в 1999-2014 годах // Экономическая политика. 2014. № 5. С. 7-37.