ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ


ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ

Д. Петросян
Н. Фаткина

Социально-экономическая политика государства призвана обеспечить достижение общенациональных целей и соблюдение интересов каждого гражданина. Согласовать общественные и личные интересы можно лишь на основе разумного государственного регулирования экономики. В соответствии с концепцией экономической социодинамики, предложенной Р. Гринбергом и А. Рубинштейном(1), государство является самостоятельным "игроком" в экономическом конкурентном пространстве. При разработке социально-экономической политики необходимо сформулировать "правила игры" для всех хозяйствующих субъектов, учитывая, разумеется, этические требования.

В одной из своих последних статей академик О. Богомолов обратил внимание на то, что "экономисты и политики имеют обыкновение пренебрегать исследованием нравственных и духовных аспектов роста и совершенствования производства"(2), в то время как экономика - это только часть общественного механизма, все элементы которого взаимодействуют друг с другом и одинаково важны. Стабильность и жизнеспособность государства определяются прежде всего уровнем нравственного и духовного развития граждан, а не состоянием экономики. Собственно, о том же писал в романе "Бесы" Ф. М. Достоевский, когда устами своего героя Ивана Шатова заявил, что дело не в экономическом развитии России, а в ее нравственном перерождении.

Очевидно, нельзя успешно решать общенациональные социально-экономические задачи, не осмыслив, какую роль играют нравственно-этические факторы в повышении эффективности хозяйствования в целом и в проведении социально-экономической политики страны. Решать эти проблемы предлагается в русле модернизированного системного подхода, развиваемого Г. Б. Клейнером. В его работе показано, что реализация экономической политики невозможна без обращения к нематериальной могущественной силе любой системы - ее "душе"(3). А "душой" экономической политики, по нашему мнению, и является ее этическая ориентация. Это свойство экономической политики имеет одновременно социальную, этнопсихологическую и культурную направленность.

Разумеется, постановка проблемы взаимосвязи этики и экономики, бизнеса и управления не нова. В экономической науке уже давно ведутся исследования этики конкурентного поведения, справедливого эквивалентного обмена, этических норм социально-экономических институтов, свободы договорных отношений и установления справедливых цен на товар, этических критериев выбора значения процента на капитал, благотворительной деятельности и государственной поддержки благотворительных организаций и др.

В литературе активно обсуждается проблема этических принципов в управлении предприятием и бизнесом (4) . Здесь внимание в основном уделяется взаимосвязи этики и менеджмента. Рассматриваются такие вопросы, как профессионально-этические принципы хозяйствования, нормы деловой этики, развитие корпоративной культуры, мотивация трудовой деятельности, стиль и методы руководства и пр. Управленцы-практики обычно ограничиваются составлением различных этических кодексов и руководств, регулирующих поведение членов своей организации, но желаемого эффекта достигают редко, поскольку сотрудники не придают этим нормативным призывам и указаниям должного значения.

В своей работе мы хотим обратиться к еще одной актуальной проблеме, недостаточно отраженной в научных публикациях. Это проблема учета этических требований при разработке социально-экономической политики государства. Анализ научных работ по проблемам экономической политики России (5) и места этики в экономических отношениях (6) показал, что специалистами практически не затрагиваются этические аспекты формирования такой политики. Сложность решения данной проблемы обусловлена, помимо прочего, наличием субъективизма при формулировании и интерпретации этических принципов; кроме того, неясно, как они соотносятся с критериями эффективности хозяйствования и какое отражение должны найти в социально-экономической политике государства.

В предлагаемой статье, исходя из наших исследований предпосылок гуманистической ориентации российской экономики и достижения социальной справедливости в экономических отношениях(7), обоснованы важнейшие этические принципы, которые следует учитывать при разработке социально-экономической политики. Кроме того, указаны этические требования к таким базисным направлениям экономической политики государства, как бюджетно-финансовая и ценовая, политика в области труда и занятости, социальная, институциональная и др.

Роль и место этического подхода в социально-экономической политике России

Исторически российская духовно-нравственная традиция преимущественно поддерживала приоритет духовного над материальным, идеал самопожертвования личности ради блага народа, ориентацию на коллективизм, благотворительность и помощь неимущим. В дореволюционной России представители некоторых общественных течений и тем более Православной церкви настойчиво предостерегали от чрезмерного увлечения материальными благами(8).

При советской власти этические принципы хозяйствования дореволюционной России были вытеснены принципами уравнительного распределения, внеэкономического принуждения со стороны государства, социального иждивенчества, подавления предпринимательской инициативы. Политические задачи полностью доминировали над социально-экономическими, причем провозглашался (но при этом полностью игнорировался) основополагающий этический принцип справедливости в экономических отношениях.

Грубейшие нарушения этических принципов в отношениях между государством и всеми хозяйствующими субъектами наблюдались также в период перехода российской экономики к рынку(9). Академик Д. С. Львов указывал, что в результате рыночных реформ в России образовалась двухслойная экономика: "Эти две экономики удивительным образом не похожи друг на друга. Они представляют не одну, а как бы две России. Первая - это богатая Россия, успешно продвигающаяся по пути выстраивания капиталистического общества благоденствия. Вторая - бедная Россия, с множеством своих жгучих социальных и экономических проблем. На долю первой части России приходится примерно 15% ее населения. На долю второй - 85%... Столь глубокого и стремительного расслоения населения по уровню доходов не знала еще ни одна из современных стран мира"(10).

Игнорирование этических принципов наложило свой отпечаток и на содержание социально-экономической политики России. В официальных документах, отражающих положения как краткосрочной экономической политики государства (годовой федеральный бюджет, ежегодные заявления правительства РФ и Банка России об экономической политике страны, ежегодное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ), так и среднесрочных и долгосрочных программ, не предусмотрена этическая экспертиза и не упоминаются этические регуляторы отношений между экономическими агентами и властными структурами.

В Федеральном законе "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"(11) разработка программ возлагалась на орган исполнительной власти, то есть на правительство РФ, которое, собственно, и должно реализовывать эти программы. Тем самым официально был установлен своеобразный монополизм в области формирования программ экономической политики. Таким образом, игнорировалось фундаментальное положение теории управления, согласно которому планы и программы, разработанные любым органом для собственного исполнения, неизбежно несут на себе налет субъективизма и зачастую оказываются некорректными, даже если они были согласованы с другими заинтересованными инстанциями. В частности, в соответствии со сложившейся практикой, при подготовке федерального бюджета и в обсуждении его проекта в Государственной думе РФ участвуют только высшие органы исполнительной и представительной ветвей власти, причем в отсутствие общественного нравственно-этического контроля за формированием экономической политики и выбором важнейших стратегических приоритетов. В результате ослабляется социальная ориентация бюджета и ограничиваются возможности исполнения принятых решений.

В последнее время в России предпринимаются серьезные попытки разработать кодекс этики хозяйствования, который не дублировал бы уже существующие кодексы корпоративной этики и не являлся бы пересказом норм государственного законодательства, а давал четкое представление о соотношении духовного идеала и материальных нужд. Отметим документ под названием "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании", принятый VIII Всемирным Русским Народным Собором. В нем, в частности, говорится, что положение экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности, а богатство - это прежде всего испытание и ответственность. Поэтому использование собственности в хозяйствовании не должно носить эгоистического характера, противоречить общему интересу. Честное хозяйствование исключает обогащение во вред обществу(12).

С обсуждаемыми проблемами тесно связан вопрос об обосновании идеологических предпосылок использования этического подхода в социально-экономической политике России. Согласно А. Сену, в экономической теории можно выделить два подхода: этический и инженерный, при этом "роль этического подхода по мере развития современной экономической теории существенно ослабилась... Если проследить расстановку акцентов в публикациях, то трудно не заметить пренебрежения влиянием этических соображений при описании и анализе реального человеческого поведения"(13).

По нашему мнению, инженерный подход в экономической теории, включающий ресурсные, технологические и прочие инструментальные аспекты, широко использующий экономико-математические методы и информационные технологии, не учитывает всю гамму интересов человека. Поэтому инженерный подход в экономике должен быть органически увязан с этическим подходом, который, в свою очередь, основывается на представлениях о человеке как о психобиосоциальном субъекте экономической деятельности. Именно человек является главной целью, средством, ресурсом, субъектом и одновременно объектом экономической деятельности, участвует во всех ее различных видах и сферах, в частности при выработке и проведении социально-экономической политики государства.

Главную роль в формировании, контроле и реализации социально-экономической политики России должны сыграть творческие, профессионально подготовленные люди, руководствующиеся принципами трудовой этики. Кроме того, негласный, но прочно господствующий в экономической политике, проводимой в рамках административной системы управления, принцип "человек для экономики" и противоположные ему радикально-либеральные воззрения "экономика для человека" должны уступить место двум этическим установкам идеологии экономической политики, находящимся, согласно известному положению Нильса Бора, в отношениях дополнительности. А именно: установка "эффективная экономика для активного высококвалифицированного и нравственного человека" должна органически сочетаться с установкой "активный высококвалифицированный и нравственный человек для эффективной экономики".

Этическое обоснование экономической политики государства

Понятие "этика" многозначно и имеет различные трактовки. Этикой называют как обычаи и систему норм нравственного поведения, так и науку о морали (нравственности)(14). Многие видные экономисты прошлого, уделяя особое внимание этическим требованиям в экономических отношениях и пытаясь найти место этики в экономической политике государства, предлагали свои этические концепции. Напомним кратко наиболее известные из них.

А. Смит, который, как известно, был профессором этики, точнее, "нравственной философии" Эдинбургского университета, исходил из следующей теоретической конструкции: отдельные индивиды, руководствуясь собственными эгоистическими интересами и пытаясь максимизировать свое личное благо, направляются "невидимой рукой Провидения" (то есть объективными законами рынка, как сказали бы сегодня), и тогда своими индивидуальными действиями они в конечном счете максимизируют общественное благо(15).

Согласно М. Веберу, возникновение капитализма обусловлено применением на практике важнейших положений протестантской этики (16). Выдвинутый А. Пигу морально-этический принцип гласил: основной целью общественного развития является обеспечение наибольшего блага для наибольшего числа людей, при этом одним из центральных вопросов его теории было согласование экономических интересов индивидуума и интересов общества(17).

Представители немецкой исторической школы - Г. Шмоллер, В. Г. Рошер, Л. Брентано и К. Бюхер - считали, что государство - именно тот институт, который призван обеспечить реализацию принципа справедливости в общественных отношениях(18). В качестве важнейшей цели политики государства Дж. М. Кейнс называл поиск компромисса между экономической и нравственной сторонами жизни(19). К. Эрроу полагал, что нормы общественного поведения, включая этические, способны компенсировать недостатки рынка, поскольку их действие снижает трансакционные издержки сделок, что приносит общую пользу всем экономическим агентам(20). Наконец, Дж. Быокенен рассматривал государство в первую очередь как средство реализации общественного согласия, как механизм выработки нравственно-этических правил, обеспечивающих справедливое социальное взаимодействие с выгодой для каждого(21).

Понятно, что непосредственно руководствоваться всеми перечисленными выше этическими концепциями при формировании экономической политики России невозможно. Это объясняется тем, что они предложены представителями различных научных школ и построены на непроверяемых и противоречивых идеях. Более того, практическому применению этических положений препятствуют особенности отечественного менталитета и используемые процедуры макроэкономического регулирования(22).

Так, трудности учета этических требований обусловлены тем, что в полный цикл подготовки, согласования, принятия решений в области экономической политики, доведения их до исполнителей и контроль за их реализацией вовлечены "размытые" по различным управленческим структурам группы политиков, государственных служащих, советников, консультантов, экспертов и специалистов. Члены этих групп могут иметь противоречивые цели, несовпадающие нравственно-этические ценности, принадлежать к различным субкультурам, и поэтому между ними нередко возникают антагонистические противоречия экономического, этического, идеологического, политического, регионального и прочего характера. В результате им приходится принимать паллиативные решения, устраивающие соперничающие стороны, но не отвечающие полипным интересам дела.

Теперь сформулируем этические принципы применительно к социально-экономической политике России.

Под этическими принципами в контексте данной статьи мы понимаем исходные нравственно-этические положения, которыми необходимо руководствоваться при формировании и проведении социально-экономической политики страны. Мы выделяем три основных этических принципа.

Первый этический принцип требует отдавать приоритет показателям качества жизни населения над макроэкономическими индикаторами. Традиционные индикаторы, используемые для оценки развития национальной экономики: валовой внутренний продукт, уровень официальной безработицы, профицит (дефицит) государственного бюджета, государственный долг, темп роста инвестиций в основной капитал, индекс реальных располагаемых денежных доходов населения, индекс потребительских цен и пр. - должны отойти на второй план и уступить место таким показателям качества жизни, как уровень рождаемости и продолжительности жизни, ее естественного воспроизводства, удовлетворенность населения условиями жизни, справедливость власти, доступность образования и здравоохранения, безопасность людей и нравственное состояние общества и др. (23)

Второй этический принцип указывает на необходимость равноправного сочетания формальных правовых и неформальных этических норм при регулировании поведения экономических агентов. При этом важно соблюдать следующее условие: неформальные этические нормы в экономических отношениях должны, с одной стороны, быть согласованы с прогрессивными правовыми нормами, закрепленными в нормативно-правовых документах, а с другой - противостоять устаревшим правовым нормам. Таким образом, неформальные этические нормы выступают в качестве специфического корректора действующих правовых норм, выполняющих регулятивные функции в экономической деятельности. Назовем согласованность формальных правовых и неформальных этических норм, удовлетворяющую приведенным выше требованиям, органической согласованностью.

Из второго принципа вытекают важные требования этичности коммуникаций между экономическими агентами. Известно, что каждый экономический агент в своей индивидуальной экономической деятельности руководствуется собственными экономическими, социальными, психологическими, политическими, нравственно-этическими и иными критериями; при этом у каждого агента есть свое субъективное понимание того, что он выигрывает в результате коммуникаций с другим агентом. В случае достижения органической согласованности формальных правовых и неформальных этических норм вероятно выполнение необходимого условия этичности коммуникаций между агентами, которое выражается в эквивалентности объективных выигрышей. Существует и достаточное условие этичности коммуникаций, или условие эквивалентности субъективных выигрышей; оно соблюдается в том случае, когда оба агента одновременно считают, что их выигрыши в результате коммуникаций равны.

Третий этический принцип - социальной справедливости - предъявляет особые требования к процессам реформирования экономической политики. Соответствующие реформы должны проводиться на основе гуманистической концепции "экономика для человека"; отсюда выдвигается условие, чтобы на начальных стадиях реформирования жизненный уровень населения не ухудшался, а на последующих этапах он должен неуклонно возрастать. Как известно, в результате реформ перераспределяются как ресурсы, так и конечные результаты производства; тогда одной из основных проблем экономической политики становится регулирование перераспределительных процессов в обществе. Игнорирование принципа социальной справедливости - одна из главных причин имущественного расслоения общества.

Рассмотренные этические принципы должны быть учтены при разработке нового механизма формирования и реализации экономической политики государства. Важнейшая особенность данного механизма - включение этических норм в состав институциональной системы экономики и соединение системы государственного управления с институтами гражданского общества. Последние, в том числе и институты социальной экспертизы и контроля экономики, нужно наделить широкими правами. Главным условием их эффективного функционирования выступает своевременное получение объективной информации о материальных и духовных результатах социально-экономической деятельности.

В ходе выработки социально-экономической политики выявляются личные, групповые и общественные потребности и выдвигаются основанные на этических принципах стратегии согласования общественных, групповых и личных интересов. Также осуществляется выбор тактических средств для удовлетворения производственных и личных потребностей, зафиксированных в программных документах государства.

Для реализации программ экономической политики с учетом этических принципов предлагается использовать известные методы программно-целевого управления. При этом важно соблюдать следующее условие: все цели экономической программы должны иметь ярко выраженный социально ориентированный характер или, по крайней мере, соответствовать духу и этическим принципам социально-экономической политики государства. Кроме того, нужно предусмотреть независимую социальную экспертизу и мониторинг выполнения мероприятий экономической политики и обеспечить доступность полученных результатов для общественности.

Подчеркнем необходимость периодической оценки и сопоставления выгод и возможных потерь от трансформации национальной экономики. Результаты реформ экономической политики должны выражаться в показателях изменения качества жизни населения, эффективности производственно-финансовой деятельности предприятий, социально-экономического развития регионов и т. п. При этом данные показатели, агрегированные до уровня макроэкономики, должны сохранять индивидуальные доминирующие признаки мезо-, микро-и наноэкономического уровня.

Этические требования к базисным направлениям экономической политики

Учет этических требований в бюджетно-финансовой политике прежде всего состоит в том, чтобы с помощью социально-экономических институтов обеспечить транспарентность финансовых потоков в национальной экономике. В кредитной политике должен быть существенно расширен набор кредитных форм и услуг, включая льготные кредиты широким слоям населения, а не узкому кругу людей, имеющих высокие доходы. По нашему мнению, этическим принципам в налоговой политике отвечает только прогрессивная система налоговых ставок. С ее помощью удастся одновременно решить ряд ключевых проблем: существенно увеличить поступления в доходную часть бюджета и создать условия для направления части налоговых сборов на пенсионное обеспечение.

Угроза чрезмерного роста инфляции заставляет государство пересматривать проводимую ценовую политику. Опыт многих стран подтверждает старую истину: рыночное равновесие достигается лишь благодаря совместным действиям государства и механизма рынка. Однако возникающие в сфере ценообразования вопросы носят не только социально-экономический, но и этический характер, поскольку принимаемые в этой области решения могут вызвать социальные потрясения. Здесь важна роль организаций гражданского общества, например Общественной палаты при Президенте РФ, призванных противостоять необоснованному повышению цен.

Этически ориентированная структурная политика должна способствовать стимулированию развития тех отраслей, которые в наибольшей степени содействуют социально-экономическому прогрессу страны. При этом нужно в первую очередь поддерживать инвестиционную активность в тех сферах, которые напрямую обеспечивают повышение качества жизни населения. Для этого целесообразно перейти к точечному финансированию социально значимых проектов.

Этическая роль государства в проведении внешнеэкономической политики определяется соотношением уровней протекционизма и фритредерства, что означает необходимость, с одной стороны, принимать все возможные меры для защиты возрождающейся отечественной промышленности от более сильных зарубежных конкурентов, а с другой - обеспечивать (разумеется, в допустимых пределах) свободу торговли и проводить политику невмешательства государства во внешнеторговые связи.

В части поддержки предприятий негосударственных форм собственности и в особенности стимулирования развития малого бизнеса необходимы следующие мероприятия: внедрение справедливой системы льготного налогообложения и предоставления займов; оказание различного рода бесплатных технических, финансовых и консультационных услуг малым предприятиям.

Политика государства по отношению к предприятиям и организациям различных форм собственности непосредственно связана с политикой в области труда и занятости. По нашему мнению, следует пересмотреть те нормы Трудового кодекса, которые регулируют трудовые отношения между собственниками, профсоюзами, акционерами, наемными менеджерами и специалистами. Важно не допустить утраты нравственных ориентиров в процессе труда, что особенно касается руководителей всех уровней, а также владельцев собственности.

Поскольку рыночные отношения в экономике объективно влекут за собой имущественное неравенство и неодинаковые возможности в осуществлении основных прав каждого человека, соблюдение этических требований в области социальной политики и социальных гарантий должно свестись к принятию действенных мер по созданию условий, исправляющих возможные несправедливости рыночной системы. В этих целях нужно установить определенные гарантии со стороны государства и институтов гражданского общества.

В обществе давно обсуждается вопрос о необходимости реформирования пенсионной системы. Мы предлагаем осуществить эти реформы путем отказа от уравнительного принципа и перехода к учету сложности и ответственности прошлого труда, а не размеров полученных ранее окладов, которые в большинстве случаев не отражали действительного вклада работника в создание национального богатства.

Очевидно, что снижение качества производимых материальных и духовных благ свидетельствует о неэтичном отношении производителей продукции к ее потребителям. Поэтому важна этически выверенная политика по контролю за качеством продукции, сырья и материалов, работ, услуг. Несмотря на многие достоинства нормативно-правовых актов в области качества продукции и услуг(24), в них, к сожалению, не отражены этические аспекты обеспечения их должного качества.

В системе государственного регулирования экономики нередко используются социально-экономические показатели, искажающие реальную картину, что может привести к принятию ошибочных решений, влекущих за собой значительный экономический ущерб и возможность масштабных социальных потрясений. Следовательно, этические требования необходимо отразить и в государственной политике в сфере регламентации учета и отчетности.

И, наконец, особое значение имеет институциональная политика, составной частью которой должны стать разработка, введение и ревизия этических норм, регулирующих экономические отношения.

Хотя институциональное строительство играет важную роль в реформировании российской экономики, многие социально-экономические институты и принятые в их развитие нормативно-правовые акты не удовлетворяют принципам социальной справедливости, ограничивают свободу выбора и условия саморазвития личности.

Одним из существенных недостатков процессов институционального строительства в России является недооценка этических факторов при создании новых и модернизации действующих социально-экономических институтов. Как следствие, многие институты не соответствуют современным требованиям цивилизованных рыночных отношений, что препятствует формированию в России рыночной экономики инновационного типа. Кроме того, если институты не отвечают этическим принципам социальной справедливости, это может привести к ослаблению стимулов к труду, росту социальной напряженности и социальной апатии в обществе. Для разработки, введения и ревизии этических норм, регулирующих экономические отношения, рекомендуется использовать инструментарий теории управления формированием и развитием социально-экономических институтов.


Чтобы на практике реализовать рассмотренные этические требования к социально-экономической политике России, необходимо разработать и ввести в действие новый Закон РФ "О формировании экономической политики государства". В нем должны быть предусмотрены этически ориентированные правовые нормы, регулирующие содержание и процедуры формирования и утверждения экономической политики, а также механизмы моральной и материальной ответственности соответствующих должностных лиц за допущенные просчеты и существенные недостатки.


(1) Гринберг Р. С., Рубинштейн Л. Я. Экономическая социодинамика. М.: ИСЭ-ПРЕСС, 2000.

(2) Богомолов О. Нравственный фактор социально-экономического прогресса // Вопросы экономики. 2007. N 11. С. 55.

(3) Клейнер Г. Б. Системная парадигма и экономическая политика .// Общественные науки и современность. 2007. N 3. С. 109.

(4) Ботавина Р. Н. Этика менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2002; Шихирев П. Н. Этические принципы ведения дел в России. М.: Финансы и статистика, 2000.

(5) См., например: Постановка задачи разработки концепции экономической политики России (приглашаем к сотрудничеству) / В. И. Якунин, О. Т. Богомолов, В. Л. Макаров и др.; иод общ. ред. С. С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2006; Россия приходит в себя Пер. с англ.; ред.-сост. Д. Оуэн, Д. О. Робинсон. М.: Весь Мир, 2004.

(6) См.: Агапова И. И. Экономика и этика: аспекты взаимодействия. М.: Юристъ, 2002; Баранов Г. С., Баранова Н. А. Рынок и этика: к проблеме интерактивности рыночно-экономического и этического сознания. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001; Шухов Н. С., Щербаков В. Н. Нравственно-психологические основы политической экономии. М.: Бизнес-Пресс, 2005.

(7) См.: Петросян Д. Социальная справедливость в экономических отношениях: институциональные аспекты // Вопросы экономики. 2007. N 2; Петросян Д. С. Предпосылки гуманистической ориентации экономики России // Экономическая наука современной России. 2007. N 1.

(8) См.: Шихирев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. М.: Новости, 2000; Коваль Т. Этика труда православия // Общественные пауки и современность. 1994. N 6. С. 55-70.

(9) См.: Авдеев А. С., Рябова Е. Е. Предпринимательство в России. М.: Манускрипт, 2000; Чирикова Л. Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, мысли, ценности. М.: Институт социологии РАН, 1997.

(10) Львов Д. С. Проблемы долгосрочного социально-экономического развития России Научный доклад на Президиуме РАН 24 декабря 2002 г. Волгоград: Изд-во ВГУ, 2003. С. 13.

(11) См.: Федеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российском Федерации", принятый Государственной думой РФ 23 июня 1995 г.

(12) Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании. Принят 4 февраля 2004 г. па итоговом пленарном заседании VIII Всемирного Русского Народного Собора (www.mospat.ru/index. php?page=30427).

(13) Сен Л. Об этике и экономике. М.: Наука, 1996. С. 22-23.

(14) Вопрос о предмете этики не имеет бесспорного решения: как философская паука, этика в значительной мере сама определяет свой предмет - отсюда многообразие этических систем. См.: Гусейнов Л. Л. Этика // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 573 - 581; Максимов Л. В. Этика и мораль: соотношение понятий // Этическая мысль. Вып. 4. М.: ИФ РАН, 2003.

(15) Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997.

(l6) Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: РОССПЭН, 2006.

(17) Пигу А. С. Экономическая теория благосостояния. Т. 1-2. М.: Прогресс, 1985.

(18) Шмоллер Г. Народное хозяйство, паука о народном хозяйстве и ее методы. Хозяйство, правы и право. Разделение труда. М.: К. Т. Солдатенков, 1902; Рошер В. Г. Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода. СПб., 1891; Брентано Л. Этика и народное хозяйство в истории. СПб.: Амиран, 1906; Бюхер К. Происхождение народного хозяйства и образование общественных классов. СПб.: М. И. Водовозова, 1897.

(19) Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 2002.

(20) Эрроу К. Дж. Коллективный выбор и индивидуальные ценности. М.: ГУ-ВШЭ, 2004.

(21) Бьюкенен Дж. Сочинения. Т. 1. М.: Таурус Альфа, 1997.

(22) Петросян Д. С. Управление национальной экономикой России: проблемы теории и практики. М.: ВГНА, 2005.

(23) См., например: Капустин Е. И. Уровень, качество и образ жизни населения России. М.: Наука, 2006; Охотников И. В. Качество жизни как критерий национальной конкурентоспособности. М.: МАКС Пресс, 2006.

(24) См.: Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ (принят ГД ФС РФ 15.12.2002); Концепция национальной системы стандартизации. Одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. N 266-р (wwvv.consultant.ru).

Комментарии (0)add comment

Написать комментарий
меньше | больше

busy