Кибуц


Кибуц

По определению, кибуц, или квуца, - это "добровольное коллективное объединение, занятое главным образом сельскохозяйственной деятельностью, члены которого не обладают частной собственностью и личным капиталом и несут коллективную ответственность за благополучие своих семей" [1] "поселение, организованное на коллективных началах ведения хозяйства и совместного владения всем имуществом. Провозглашает своими принципами личный труд, всеобщее равенство и кооперацию во всех областях производства, потребления и образования" [2].

Краткий обзор. Около ста лет назад небольшая группа молодых евреев из Восточной Европы организовала на берегу озера Кинерет первую в Израиле сельскохозяйственную коммуну - квуцу. Впоследствии, когда возникли другие подобные коммуны и число членов в каждой из них увеличилось, их стали называться кибуцами.

Основатели квуцы видели в ней сплоченную эгалитарную (провозглашающую принцип всеобщего равенства) общину, основанную на совместном владении имуществом и орудиями труда и равенством в работе и потреблении. Все решения члены квуцы принимали совместно большинством голосов и несли коллективную ответственность за ее деятельность.

Несмотря на возникшие в последний период экономические затруднения и общую деидеологизацию общества, кибуцы до сих пор остаются примером наиболее удачного в мире коллективного ведения хозяйства. В настоящее время в 269 кибуцах, расположенных в разных частях Израиля - от Голанских высот на севере до Красного моря на юге, - проживают около 120500 человек. Некоторые кибуцы насчитывают менее 100 членов, в других их число превышает тысячу, но в большинстве случаев население кибуца составляют несколько сот человек.

Несмотря на то, что каждый кибуц в социальном и экономическом отношении представляет собой независимую единицу, ряд общенациональных федераций координирует их деятельность и обеспечивает определенные услуги. Самым крупным кибуцным объединением является ха-Тнуа ха-кибуцит ха-меухедет (ТАКАМ - Объединенное кибуцное движение), к которому принадлежат около 60% кибуцов. Около 32% кибуцов относятся к движению ха-Кибуц ха-арци и 6%-к федерации ха-Кибуц ха-дати (религиозные кибуцы). Имеются еще два ультраортодоксальных кибуца, принадлежащих движению Поалей Агудат-Исраэль.

Большинство кибуцов выстроены по одному и тому же образцу: в центре кибуца расположены столовая, актовый зал, конторские помещения, библиотека, вокруг которых разбросаны жилые домики, ухоженные тенистые парки, детские сады, учебные классы и спортивные сооружения. Производственные помещения вынесены на окраину поселка, туда, где начинаются сельскохозяйственные площади.

Истоки. В 1909 г. группа энтузиастов заселения Эрец-Исраэль, живших коммуной и занятых на осушении болот Хадеры, решила создать собственное сельскохозяйственное поселение. Так, в Дгании возникла первая квуца. Ее примеру последовали и другие группы, и к началу первой мировой войны в Палестине насчитывалось около 30 подобных поселений.

Эти "отцы-основатели" прибывали в страну в конце XIX начале XX вв. главным образом из России. Они были увлечены идеалами европейского социализма и проникнуты теми настроениями, которые вскоре привели к русской революции. Их воодушевляли также идеи сионизма, добивавшегося собирания рассеянного по всему свету еврейского народа на его исторической родине, в Эрец-Исраэль. Духовные вожди сионизма подчеркивали необходимость воспитания "нового еврея", занятого производительным трудом на своей земле, что, по их убеждению, являлось залогом национального возрождения. Все это в целом должно было способствовать достижению политических целей - создания в Палестине ядра еврейской государственности.

В представлении первых поселенцев кибуц являлся "большой семьей", поэтому они принципиально отказывались от приема в него новых членов. В 1914 г. Дгания насчитывала всего 28 членов. Кибуцы были очень бедны, жизнь в них была чрезвычайно тяжелой и занимались они исключительно сельским хозяйством. Кибуцникам приходилось осушать болота, очищать почву от камней, превращать бесплодные земли в пригодные для обработки. Суровые климатические условия, жара, малярия и прочие заболевания, связанные в основном с низким качеством питания, усугубляли тяготы существования этих пионеров.

Общественная жизнь протекала в столовой, где не столько ели, сколько спорили. Решения принимались открытым голосованием; в дебатах, зачастую затягивавшихся далеко за полночь, участвовали все члены кибуца. Тут обсуждали и принципиальные проблемы, и текущие вопросы, например, кому где завтра работать, нести охрану и т.д.

Рост и развитие. Одним из главных изменений в кибуцной жизни 1920 - 30-х гг. оказалось появление детей, что потребовало создания школ и детских домов. Развивались также новые отрасли хозяйства, в частности легкая промышленность, занимавшаяся в основном обработкой продуктов сельского хозяйства и очень скоро превратившаяся в доходную статью. Возникали новые кибуцы, насчитывавшие больше членов и более рентабельные с экономической точки зрения, успешно сочетавшие работу на земле и промышленное производство. В 1930-х гг. впервые появились религиозные кибуцы. В отличие от своих светских предшественников, они усматривали в лозунгах движения, таких как равенство, взаимопомощь и построение страны, воплощение идеалов иудаизма и норм еврейского образа жизни.

К 1948 г., т.е. к моменту создания Государства Израиль, кибуцы не только на практике воплотили идею построения уникального общества, но и оказались способными внести неоценимый вклад в становление и укрепление молодого государства. Они заняли ключевые позиции в отдаленных районах страны, обеспечивали оборону границ, абсорбцию новых репатриантов, массами прибывавших со всех концов света, и дальнейшее развитие сельского хозяйства. Постепенно большая часть этих функций перешла в ведение государства, и взаимодействие между обществом и кибуцным движением перестало быть жизненно необходимым. Хотя оно никогда не исчезало полностью, однако в наши дни роль кибуцов в проведении государственной политики второстепенна.

Первые десятилетия после создания государства отмечены, несмотря на некоторые взлеты и падения кибуцного движения, непрерывным ростом как численности кибуцов, так и их экономической мощи. Третье и четвертое поколение кибуцников превратили эти поселения в настоящие разветвленные семейные ячейки. Значительно повысился уровень жизни, в 1960-х гг. он поднимался в кибуцах стремительнее, чем в целом по стране. В течение 75 лет население кибуцов непрерывно увеличивалось, однако с начала 1990-х гг. наметилась тенденция его сокращения.

Кризис 1980 - 90-х гг. В 1980-х гг. вышедшая из-под контроля инфляция и политика "замораживания" банковских процентов привели многие кибуцные предприятия на край гибели (так же как их компаньонов за пределами кибуцов и те компании, которые их финансировали). В условиях гиперинфляции (450% в год) долг кибуцов банкам чудовищно возрос и достиг в 1984 г. небывалых размеров. Экономическая нестабильность нарушила все планы и расчеты и привела к фактическому банкротству кибуцов, поскольку они оказались неспособными выплачивать огромные ссуды, взятые с целью развития промышленности и изменения своей внутренней структуры. Треть всех кибуцов испытывала серьезнейшие финансовые трудности.

Такое положение продолжалось до 1985 г., когда правительство, банки и кибуцные объединения договорились о частичном аннулировании кибуцных долгов и новом распределении их оставшейся части. Цена достигнутого соглашения была достаточно суровой, некоторые кибуцы вынуждены были продать часть своих сельскохозяйственных угодий, другим пришлось существенно сократить ассигнования на текущие расходы, повысить продуктивность хозяйства и искать новые источники доходов. Во многих случаях это вынудило сократить даже расходы на питание, здравоохранение, образование и туристские поездки. Пришлось также отбросить несколько устаревших идеологических принципов, касавшихся абсолютного равенства всех членов кибуца.

Изменения на международной политической арене, так же как и местные факторы, повлияли на идеологическую ориентацию кибуцов: большую роль в переоценке ценностей сыграло разрушение СССР. Члены кибуцов начали чаще бывать за границей, познакомились с новыми технологиями и мировыми средствами коммуникации; сегодня в домах большинства кибуцников установлено кабельное и спутниковое телевидение; значительно возросло, как на работе, так и дома, пользование компьютерами и Интернетом.

В результате этого произошел коренной пересмотр идеологических концепций и путей дальнейшего развития кибуцов. Но и сегодня еще не все вопросы получили свое окончательное решение.

Источники доходов. Вначале кибуцная экономика базировалась исключительно на сельском хозяйстве; в дальнейшем стала развиваться также и легкая промышленность.

Сельскохозяйственная деятельность кибуцов до сих пор имеет большое значение в общегосударственных масштабах, но ее удельный вес в кибуцной экономике существенно сократился. В наше время лишь 16% кибуцников заняты в сельском хозяйстве. Возросла доля промышленного производства, в последние годы увеличилось число членов кибуцов, занимающих различные посты в фирмах и учреждениях, не имеющих никакого отношения к кибуцному движению. Многие кибуцы осваивают сферу коммунальных услуг, открывая у себя общественные прачечные, рестораны, действующие по уик-эндам торговые комплексы, детские игровые площадки, плавательные бассейны, центры туризма и прочие места отдыха и развлечений. ТОГДА

Равенство. В течение ряда десятилетий кибуцы строго соблюдали принцип абсолютного равенства всех своих членов, руководствуясь тезисом: "От каждого по способностям, каждому по потребностям". Они предоставляли своим членам полное обеспечение, заботясь как о зубной пасте для каждого дома, так и финансировании расходов "медового" месяца и свадебного путешествия. При вступлении в кибуц новые члены должны были передавать все свое имущество, за исключением предметов личного пользования, в "общую кассу".

Заработная плата и поступления. Каждый месяц члены кибуца получали определенную сумму на личные расходы (в соответствии с размером семьи) независимо от того, какую работу они выполняли. Эти деньги могли быть израсходованы только по назначению, в соответствии с четко обозначенными статьями, например на приобретение одежды, покупку газет или подготовку к праздникам.

Работа. В отношении работы основной принцип гласил: "Делай все сам", что означало безусловный отказ от эксплуатации наемного труда. В соответствии с правилом "ротации" руководители работ избирались на определенный срок и затем заменялись другими. Их должности не давали им никаких преимуществ в отношении прочих членов кибуца. Единственной дозволенной работой за пределами кибуца было участие в органах правления кибуцного движения.

Основные потребности. В соответствии с принципами взаимной ответственности и взаимопомощи осуществлялась забота об основных потребностях индивидуума: кибуц предоставлял каждому своему члену работу, жилье, питание, одежду, оплачивал транспортные расходы, обеспечивал здравоохранение и образование.

Руководящий принцип всеобщей уравниловки почти полностью отброшен. Кибуцы и сейчас стараются избежать неравенства в таких областях, как питание, здравоохранение и образование. Но контроль за главными источниками имущественного неравенства, такими, как получение квартирной платы за сдаваемые в наем городские квартиры или доходы от наследств, сведен до минимума. Пока что незначительное, но постоянно растущее число кибуцов устанавливает у себя дифференцированную систему оплаты труда, которая до недавнего времени считалась абсолютно недопустимой.

Новая система оплаты труда, как правило, предусматривает минимальную заработную плату, возрастающую с зависимости от продолжительности членства в кибуце, а также в связи с занятием особо ответственных должностей или работой за пределами кибуца с высокой заработной платой. Бюджет кибуцников увеличен и допускает более широкий спектр личного потребления, так каждая семья решает, что для нее предпочтительнее: субсидированные обеды в общей столовой или приготовление пищи дома.

Как правило, кибуцники теперь имеют право отказаться от той или иной работы, на которую их направляют, но она их по какой-то причине не устраивает. Они также могут работать за пределами кибуца. Не существует больше никаких ограничений на использование труда наемных рабочих, в том числе иностранных. В настоящее время члены кибуца обеспечивают только 40% необходимой в хозяйствах рабочей силы. "Ротация" на рабочих местах тоже почти полностью упразднена.

Эти принципы в основном соблюдаются, хотя и не в полной мере. Кибуц участвует в расходах на питание, одежду, транспорт, содержание дома, оплату электроэнергии, нестандартного образования и определенных медицинских услуг, не входящих в число предусмотренных государственным здравоохранением и в связи с этим требующих отдельной оплаты.

Демократия. Самоуправление осуществлялось посредством общих собраний, на которые выносилось большинство важных вопросов. На них избирали ответственных работников и представителей в правление кибуцного движения. Многие кибуцы до сих пор проводят общие собрания. Но в основном демократия осуществляется посредством деятельности представительных органов и участия кибуцников в выборах.

Собственность. Все материальные средства, как и средства производства, находились в общем владении и подлежали коллективному контролю. Наиболее важные хозяйственные решения принимались на общих собраниях при участии всех членов кибуца. Все кибуцное достояние до сих пор находится в общем владении, но коллективный контроль за процессами производства в значительной степени ослаб. Это явилось неизбежным результатом роста промышленного производства и развитием совместных с частными фирмами проектов как в сфере промышленности, так и сельского хозяйства и туризма. Еще одна примета времени - это увеличение числа людей, не являющихся членами кибуца, назначаемых на должности директоров и управляющих производством.

Семейная жизнь. В соответствии с принципами коллективистской идеологии дети воспитывались в детских домах, где имелись спальни, игровые и учебные комнаты. Родители общались с детьми в течение нескольких часов после работы. Начиная с 1970-х гг. кибуцная жизнь концентрируется вокруг семейных ячеек. Все дети живут дома с родителями.

Общественная и культурная жизнь. До образования государства общественная и культурная жизнь кибуцов, объединявших, как правило, весьма небольшое число членов, проявлялась главным образом в совместных мероприятиях, более всего отвечавших стремлению кибуцников чувствовать себя "одной большой семьей". Члены кибуца коллективно составляли и осуществляли план культурных мероприятий, которые варьировались от посиделок у костра и экскурсий по стране до участия в хорах и танцевальных ансамблях. Каждый кибуц назначал культработника, ответственного за эту деятельность. Светские кибуцы отмечали еврейские праздники, в основном Песах, Шавуот, Суккот, подчеркивая, в соответствии со своими взглядами, их сельскохозяйственный аспект. С образованием государства помимо этого начали отмечать День независимости, День памяти павших воинов, День катастрофы и героизма.

С возникновением и распространением кабельного и спутникового телевидения, видеомагнитофонов и персональных компьютеров именно они стали в значительной мере поглощать досуг кибуцников, превратив дом и семью в центры культурной жизни.

Многие региональные советы организуют широкий спектр развлекательных программ как для кибуцов, так и других общин, расположенных на их территории. Светские кибуцы продолжают сообща отмечать еврейские праздники и бар- и бат-мицвы, в то время как свадьбы теперь, как правило, проводятся в семейном кругу, в присутствии ограниченного числа гостей. Это объясняется отчасти исчезновением прежних представлений о необходимости переживать вместе любое событие, в том числе и личного характера, а отчасти просто сокращением ассигнований кибуца на церемонии бракосочетания.

В 1970 г. был основан кибуцный ансамбль современного танца, который постепенно превратился в один из наиболее значительных танцевальных ансамблей Израиля. Его основательница Иехудит Арнон, в тот же период создавшая Хореографический центр в кибуце Гаатон, сумела привлечь к работе талантливых исполнителей из разных кибуцных движений. Ансамбль регулярно выезжает на заграничные гастроли и давно уже получил международное признание. Он поддерживает деловые контакты с известнейшими в мире хореографами, но главные постановки осуществляются его художественным руководителем Рами Веером, который родился и вырос в кибуце Гаатон. Кибуцный ансамбль современного танца является также инициатором проекта ознакомления детей с миром балета, в рамках которого готовятся специальные программы выступлений перед школьниками.

Тогда же был организован кибуцный оркестр, объединяющий 40 музыкантов. Ежегодно он дает более 100 концертов, в том числе по абонементам и для молодежи. Оркестр принимает участие в проводящемся раз в два года фестивале церковной музыки в Назарете, постоянно выступает с кибуцными хорами, а также хорами, прибывающими из-за границы. Помимо этого он организует оперные спектакли с участием как израильских, так и зарубежных певцов и принимает у себя знаменитых дирижеров и солистов из многих стран. Оркестр постоянно выезжает на зарубежные гастроли с программами произведений Гайдна, Вивальди и израильских композиторов.

Кибуцная промышленность: краткий обзор. Ее доля в общеизраильской составляет 8% общей реализации, 8 - экспорта, 4 - капиталовложений, 8% -производственной занятости.

377 кибуцных промышленных предприятий и 11 кооперативов, находящихся во владении кибуцов, заняты производством металлоизделий, электронных и текстильных товаров, изделий из пластиков, резины, стекла, кожи, продуктов питания, оптических приборов, лекарств, химикалий, конторского оборудования, строительных материалов, игрушек, ювелирных изделий, музыкальных инструментов.

Общий доход от реализации продукции кибуцных предприятий в 1997 г. составил 3 млрд. долл., в том числе 1, 1 млрд. были получены от экспорта. Ведущие отрасли: пластиковая и резиновая продукция (37% общей реализации), металлоизделия (17), пищевая (16%). Кибуцная промышленность экспортирует 36% своей продукции (доля экспорта в общенациональной продукции составляет около 25%). Ведущие отрасли кибуцной промышленности в области экспорта - пластиковая и резиновая (66% общенационального экспорта) и пищевая (25%).

Дальнейшие прогнозы. В преддверии 2000 г. кибуцное движение переживало серьезные и стремительные перемены. С самого начала кибуцы никогда не являлись точным повторением друг друга, различия диктовались, среди прочего, временем репатриации и происхождением их основателей, политическими взглядами и экономическими успехами.

В 90-х гг. XX в. многие кибуцы изменили свою ориентацию. Возрастает дистанция между "богатыми" и "бедными" кибуцами и "богатыми" и "бедными" членами внутри самих кибуцов. Все ощутимее становятся расхождения между кибуцами, которые до сих пор стараются придерживаться прежних принципов -как правило, более зажиточными и уверенными в своем экономическом благополучии, и теми, которые решительно отказались от них

Соглашение о ликвидации кибуцных долгов, достигнутое с правительством и банками, вынуждает нерентабельные кибуцы прилагать максимальные усилия к тому, чтобы сохраниться и выжить. Кибуцы, расположенные в центральной части страны, имеют возможность поправить свое финансовое положение, уступив часть своих земель под городские застройки. Такая мера, однако, может вызвать кризис самоопределения, поскольку она влечет за собой вторжение города в кибуц. Нередко дети членов кибуца предпочитают селиться именно на этих "городских участках", что, с одной стороны, позволяет им оставаться в кругу семьи, а с другой - не зависеть от ограничений, накладываемых кибуцным обществом, и наслаждаться более высоким стандартом жизни.

В целом представляется, что большинство кибуцов "выстоят в бурю" и, в чем-то уступив требованиям времени, тем не менее продолжат свой уникальный эксперимент, основанный на социалистической идеологии. Мечта, пусть и претерпевшая метаморфозы, ожидает своего дальнейшего воплощения.

Добровольцы. Одна из выдержавших испытание временем примет кибуцной жизни - участие в ней добровольцев. Каждый год тысячи молодых людей из-за границы прибывают в кибуцы, чтобы работать здесь в качестве волонтеров. Они получают от кибуца символическую плату, полное обеспечение: жилье, питание и т.д., в том числе право пользования кибуцными бассейнами, дискотеками и прочими благами. Каждая сторона извлекает для себя пользу из этого сотрудничества: кибуцы получают необходимую им и при этом недорогую сезонную рабочую силу, а добровольцы - уникальную возможность изнутри познакомиться с кибуцным образом жизни и осмотреть Израиль, имея собственную "базу" в стране.

Будущее кибуцов представляется неоднозначным. По мнению Ф. Кахана, кибуцного архитектора, планировщика и исследователя, экономическое процветание большинства кибуцов в лучшем случае кажется сомнительным, поскольку сельское хозяйство недостаточно прибыльно и более не способно увлечь молодых людей. Кибуцная промышленность в целом не может генерировать достаточно средств, чтобы позволить кибуцам удержать свои позиции. Достижения экономического и социального плана требуют нового решительного пересмотра роли кибуца как общественной и экономической единицы.

Кибуцному историку Г. Ниру видится, что каждый кибуц найдет, в конце концов, собственный путь, позволяющий сочетать старое и новое.

Д. Бейли, социолог Бирмингемского университета, считает, что кибуцы вступают в период фрагментации. Некоторые вводят товарно-денежную систему. Чувствуется, что конец коллективной жизни близок.

"...Кибуцы захвачены комплексным процессом перемен и адаптации к новой израильской (западного типа) социальной, экономической и культурной реальности... Они формируют новое видение, которое в соответствии с представлениями XXI в. развивает идею существования человека как социальной данности..." [3]

[1] Энциклопедия "Иудаика", 1969 г.

[2] "Устав кооперативных объединений".

[3] Сайт Интернета кибуца Кабри.

Комментарии (0)add comment

Написать комментарий
меньше | больше

busy